Колумнисты — Naked Science

Специалисты из Кольского научного центра придумали способ предсказания свойств рудных минералов по химическому составу горных пород, что облегчает задачу определения их минерального состава.

Сотрудники Центра нейроэкономики и когнитивных исследований ВШЭ построили численную модель рабочей памяти и показали стабилизирующую роль гамма-ритма, а также важность быстрого взаимодействия между компонентами модели. Полученные результаты могут стать частью теоретического базиса для экспериментов по улучшению функций рабочей памяти при помощи неинвазивной стимуляции мозга.

Исследовательница из Пермского Политеха разработала интеллектуальную систему обработки изображений зданий, которая может определять цветовые закономерности архитектурных объектов. Технология поможет застройщикам многоквартирных домов эффективнее встраивать проекты в городское пространство. У программы пока нет аналогов в России и в мире.

Ученые НИЦ «Курчатовский институт» выявили факторы, положительно влияющие на регенерацию спинного мозга. Ими обнаружены биомолекулы, с помощью которых можно стимулировать и направлять рост сосудов, «заставляя» их врастать в ткань спинного мозга, улучшая ее кровоснабжение. В перспективе полученные результаты могут быть использованы в медицине, в частности – для лечения проблем ишемии при травмах спинного мозга.

В развивающихся странах гораздо больше готовых вакцинироваться. Наиболее частой причиной отказа от прививки выступают опасения по поводу побочных эффектов, при этом отношение к вакцинации формируется прежде всего под влиянием врачей и медицинских работников.

Ученые из Пермского Политеха разрабатывают технологию, которая позволит усовершенствовать металлы и сплавы для машиностроительной и аэрокосмической отрасли. Уникальность пермской разработки состоит в том, что она позволит изменять свойства металлов, экономично расходуя материалы для напыления покрытий.

Исследователи из Сколтеха и МТС предложили научный подход к определению «неуместных» текстовых сообщений, представили корпус таких сообщений и нейросеть, обученную их находить. В числе возможных применений — предотвращение репутационного ущерба владельцам чат-ботов, модерация сообщений на форумах и родительский контроль.

В новой статье Людмилы Громовой, главного хранителя Мемориального музея-квартиры И. П. Павлова, впервые публикуются воспоминания о летнем отдыхе в Эстонии дочери Павлова — Веры Ивановны, содержащие много новых сведений о летнем отдыхе семьи, дачных традициях и распорядке дня семьи Павловых.

Ученые из Грацского университета, Обсерватории Канцельхоэ, Сколтеха и Мирового центра данных SILSO при Королевской обсерватории Бельгии представили каталог полушарных чисел Вольфа, отражающих количество солнечных пятен. Каталог будет использоваться для более точного прогноза динамики солнечного цикла и космическую погоды, которая оказывает прямое влияние на работу технологических систем в космосе и на Земле.

Запасы «легкой» нефти в мире сокращаются, и все больше скважин требуют дополнительных технологий для добычи трудноизвлекаемых запасов черного золота. Один из таких способов – использование греющего кабеля для борьбы с парафиновыми отложениями. Ученые Пермского Политеха создали математическую модель и основанный на ней алгоритм управления, которые позволят производить этот процесс с минимальными энергозатратами. Разработка поможет определить наиболее эффективные условия добычи и сэкономить средства предприятия.

В МФТИ разработали многоканальный гетеродинный спектрорадиометр для дистанционного зондирования парниковых газов. В последние годы проблема антропогенного воздействия на климат перешла из научной плоскости в экономическую и внешнеполитическую. В среду, 14 июля, Еврокомиссия опубликовала первые официальные предложения по введению в ЕС трансграничного углеродного регулирования. С 2023 года в Евросоюзе планируют ввести углеродный налог, и технологии, позволяющие осуществлять прецизионные измерения концентрации и потоков парниковых газов, необходимы России для определения углеродного баланса на макрорегиональном уровне.

Ученые геолого-географического факультета Томского государственного университета создают карты пространственной неоднородности почвенного покрова по составу земель сельскохозяйственного назначения. Эти карты помогут правильно классифицировать почвы для высокотехнологичного земледелия. В работе используются алгоритмы машинного обучения и данные дистанционного зондирования Земли с космического аппарата Sentinel-2. Состав почв по методике ученых впервые определяется с высокой точностью – 76 процентов.

Ученые Сколтеха разработали метод обучения алгоритмов компьютерного зрения, повышающий точность обработки данных при наличии ограниченных исходных выборок. Благодаря новому методу решение различных задач дистанционного зондирования станет проще не только для компьютеров, но в перспективе и для пользователей данных.

Благодаря совместной работе нескольких рентгеновских обсерваторий удалось обнаружить аккрецирующий рентгеновский пульсар с самым слабым магнитным полем из тех, что известны на сегодняшний день. Это открытие позволит проверить теоретические модели излучения и поляризации рентгеновских пульсаров.

Профессоры Уральского энергетического института УрФУ Сергей Щеклеин и Алексей Дубинин разработали технологию получения энергии с помощью метанола для двигателя электромобиля. Разработка получила зарубежное признание, а еще экономична, безопасна, экологична и энергоэффективна.

Исследователи Сколтеха и их коллеги из США и Сингапура создали нейронную сеть, с помощью которой можно настраивать свойства полупроводниковых кристаллов и получать компоненты для электроники с непревзойденными характеристиками. Эта работа открывает новое направление в разработке микросхем и солнечных элементов следующего поколения за счет использования контролируемой деформации, с помощью которой можно буквально «на лету» менять свойства материала.

В современной художественной практике вопрос формирования символической и экономической стоимости произведений искусства остается нерешенным и острым. В нем детально разобрались искусствоведы из Тюмени и Барнаула. Они выявили особенности ценообразования произведений искусства, действующие в разные эпохи.

Ученым ННГУ удалось повысить интенсивность светоизлучающих свойств кремния за счет оптимизации синтеза гексагональной фазы 9R-Si.

Российские ученые объяснили поведение рачков-бокоплавов, при котором самцы захватывают лапками самок и носят их до момента оплодотворения. Ранее считалось, что так они обеспечивают себе пару для размножения, удерживая самок и при этом не давая им добывать пищу. Как выяснилось, женские особи в таком положении эффективно питаются и не затрачивают энергию на передвижение, сохраняя ее для репродуктивной функции, что идет на пользу всей популяции.