1 час назад
ПНИПУ

Сегодня в России наблюдается большой спрос на электронику отечественного производства, в частности, на электронику специального назначения, используемую в космической и других сферах. Ученые предложили способ увеличения надежности вычислительных систем путем оптимального использования избыточности, резервирования.

НИЦ «Курчатовский институт»

В Курчатовском институте создали биотопливный элемент и готовую систему для его имплантации в организм человека. Биоэлектрогенератор работает на электричестве, получаемом из содержащейся в крови глюкозы.

Ученые из Сколтеха обучили нейросеть определять высоту деревьев на спутниковых снимках. Решение будет полезно для мониторинга окружающей среды, запасов древесины и инфраструктурных объектов, в первую очередь высоковольтных линий.

Исследователи из ВШЭ, РАНХиГС и РЭШ определили, что профессиональные спортсмены в среднем играют против своих бывших команд лучше, чем в других матчах. На их результативность больше влияют эмоции, чем знание тактики соперника.

Уральские палеонтологи обнаружили в пещере Таврида нижние челюсти этрусского медведя периода раннего плейстоцена (2-1,5 миллиона лет назад). Находка крайне важная и редкая. Она свидетельствует о том, что на территории Крыма почти два миллиона лет назад скорее всего жил предок современного человека, ранний Homo.

СПбПУ (Политех)

Сотрудники лаборатории «Промышленные системы потоковой обработки данных» Центра компетенций НТИ Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого совместно со специалистами ФБУН «Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья» Роспотребнадзора разработали геоинформационный интернет-портал для оценки и анализа состояния санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Арктики. Инструменты платформы позволят создавать более эффективные и адресные программы в сфере здравоохранения, социальной и инвестиционной политики, а также экологической безопасности Арктических территорий нашей страны.

ПНИПУ

В условиях цифровизации всех социально-экономических отношений важность формирования устойчивых и эффективных кластерно-сетевых связей неизбежно нарастает. Ученые Пермского Политеха оптимизировали большие данные с помощью нейросети. Разработка позволит более оптимально управлять межотраслевыми и межрегиональными связями, что поспособствует наращиванию стратегических инициатив и результативности деятельности компаний нефтегазового комплекса, а также повышению привлекательности региона для бизнеса.

Группа ученых Сколтеха под руководством профессора Евгения Николаева совместно с коллегами из МФТИ, Института молекулярной биологии имени В. А. Энгельгардта и Института биохимической физики имени Н. М. Эмануэля проанализировала возможности масс-спектрометрических методов по исследованию широкого спектра бета-амилоидных пептидов, входящих в число основных биомаркеров болезни Альцгеймера. Новые технологии на основе масс-спектрометрии помогут не только глубже разобраться в патогенезе заболевания, но и научиться диагностировать его на ранних стадиях, прогнозировать риск его возникновения и разрабатывать более эффективные терапевтические подходы.

ПНИПУ

При переработке нефти и ее продуктов образуется твердый остаток — нефтяной кокс. Его применяют в алюминиевой, электродной и химической промышленности, а еще в качестве топлива. Ученые Пермского Политеха создали на основе нефтяного кокса углеродный сорбент, который можно использовать и для очистки воды.

Аналитики Института аграрных исследований ВШЭ назвали перспективные направления развития технологий в российском сельском хозяйстве. Цифровая трансформация и роботизация будут менять структуру занятости, снижая зависимость от низкоквалифицированной рабочей силы, с одной стороны, и предъявляя все более высокие и быстро меняющиеся требования к ключевым компетенциям — с другой.

ТПУ

Ученые Томского политеха получили нековалентный органический каркас на основе цвиттер-ионных иодониевых солей. Иодониевые соли впервые были применены как структурный элемент для создания каркаса, который показал высокую стабильность и возможность сорбции и десорбции воды.

Арктика должна быть больше связана с другими регионами России с позиций экономики и логистики — к такому выводу пришли ученые факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ. Для развития арктических проектов необходимо укреплять горизонтальные связи между представителями регионов, некоммерческих организаций, экспертного сообщества и коренных народов Севера.

ПНИПУ

Разработка исследователей из Пермского Политеха позволит повысить эффективность нефтедобычи в залежах, которые обладают невысокими запасами «черного золота». Это можно будет сделать с помощью системы специальных щелевых каналов. Моделирование показало, что добыча по одной скважине за два года вырастет на 500 тонн.

Санкт-Петербургские физики вместе с коллегами из Городского университета Гонконга предложили способ получения хиральных углеродных точек из доступных органических веществ. Такие наночастицы способны испускать интенсивный свет и при этом чувствительны к определенному типу поляризации падающего излучения. Также они сохраняют свои оптические свойства на всем диапазоне рН и даже при многочасовом облучении ультрафиолетом, что делает их перспективными для разработок в области биосенсорики, биоимиджинга и тераностики, например одновременного обнаружения и лечения рака.

Речь идет о синдроме Пентада Кантрелла. Он встречается с частотой один на сто-двести тысяч новорожденных детей. Врачи надеются, что и другие специалисты, ознакомившись с их опытом, будут успешно решать вопросы диагностики и лечении данной патологии.

НТИ Фотоника

Ученые ПГНИУ исследовали зависимость плотности дефектов кристалла ниобата лития от параметров его термообработки. Это позволяет изготавливать высокостабильные фотонные интегральные схемы для навигационных систем и оптических систем передачи данных.

ПНИПУ

Инновационная продукция становится все более наукоемкой и имеет все большее количество модификаций, поэтому ее производство с каждым разом требует более сложных и дорогих ресурсов. При этом время жизненного цикла товара сокращается, а ошибки в принятии решений при выборе продукта становятся все более дорогими для предприятий. Ученый Пермского Политеха разработал концепцию, которая позволит использовать предиктивное управление на основе прогноза спроса и цены выпускаемой продукции, тем самым увеличивая доход компании.

Научная группа, в которую вошли специалисты ЛЭТИ, обнаружила новые свойства боросиликатных пленок, которые, в частности, используются для создания высокоэффективных транзисторов, применяемых в современной микроэлектронике.

Российские исследователи изучили связь между аутентичностью личности (способностью быть самим собой) и умением прощать при разных уровнях стресса. Оказалось, что больше всего склонны к прощению люди, испытывающие хронический стресс, а меньше всего — подверженные повседневному стрессу. Способность прощать помогает развитию аутентичности.