Зоологи выяснили, почему самки гиен доминируют над самцами — Naked Science
20.11.2018
Редакция Naked Science

Зоологи выяснили, почему самки гиен доминируют над самцами

Среди большинства животных члены одного пола доминируют над другими, но это не всегда следствие неравенства в силе. К примеру, у гиен самки доминируют над самцами из-за большей социальной сплоченности, в то время как самцы чаще откалываются от группы, что нарушает их социальные связи.

thepowerofso

Самки пятнистых гиен часто представляются как могущественные и свирепые хищники. Они в среднем тяжелее самцов, имеют весьма маскулинизированные внешние гениталии («псевдопенис» и «псевдомошонку») и обычно занимают высшую позицию в социальной иерархии. Однако исследование, проведенное учеными из Института исследований зоопарков и дикой природы Лейбница, Германия (Leibniz-IZW), и Института наук эволюции города Монпелье во Франции (ISEM) и опубликованное в журнале Nature Ecology & Evolution, показало, что причина их положения вовсе не их мужеподобность.

«В столкновении двух гиен, как правило, побеждает тот, кто может рассчитывать на большую социальную поддержку, независимо от пола, массы тела или агрессивности», — объясняет Оливер Хонер (Oliver Hoener), один из авторов исследования. Различия в социальной поддержке между двумя людьми правильно предсказали, кто будет доминировать почти во всех конфликтах, во всех контекстах — между коренными жителями и иммигрантами, членами одного и того же клана или разных, гражданами и преступниками одного пола или противоположного. Ученые отмечают, что процесс определения победителя схватки проходит без какого-либо непосредственного участия других гиен. Все дело в уверенности в том, что при необходимости нужная поддержка будет оказана.

В своем исследовании ученые проанализировали результат 4133 агонистических взаимодействий между 748 гиенами из восьми разных кланов, которые наблюдались в течение 21 года в кратере Нгоронгоро в Танзании. Чтобы оценить потенциальную социальную поддержку, был разработан алгоритм, предсказанный для каждого члена клана, какую из двух гиен он бы поддержал. Этот алгоритм был получен из поведенческих наблюдений за социальным взаимодействием животных и оценок, связанных с ними на основе одной из наиболее полных родословных млекопитающего.
«Чтобы разделить влияние социальной поддержки и внутренних атрибутов, таких как масса тела, нужно оценить каждый эффект, контролируя присутствие другого. Когда это будет сделано, факторы пола и массы тела окажутся незначительными», — объясняет Франсуа Руссет (Francois Rousset), разработавший этот статистический метод.

Во многих социальных контекстах самки и самцы гиен могут рассчитывать на равную социальную поддержку и иметь одинаковые шансы на победу. Но есть одно исключение: когда новые члены сообщества взаимодействуют со старыми членами клана. Общество гиен сплоченное, как семья, и социальная поддержка в первую очередь оказывается родственникам. Члены коренных кланов живут среди своих собратьев и имеют конкурентное преимущество перед «новичками», потому что те потеряли социальные связи, когда отбились от родного клана. И поэтому здесь самки чаще одерживают верх, так как «новенькие»  — как правило, самцы.

Доминирование самок пятнистых гиен, следовательно, обусловлено половым фактором в контексте демографической структуры клана: когда в нем содержится высокая доля новых самцов, доминирование самок почти абсолютно, однако при наличии множества коренных самцов они выходят победителями почти так же часто, как самки.

«Определение причин доминирования того или иного пола является основополагающим для понимания эволюции репродуктивных стратегий, гендерных ролей и имеющихся конфликтов. Наши результаты показывают, что социальное доминирование одного пола над другим — черта, которая характеризует гендерные роли — не должна быть прямым следствием пола или физической силы, но может быть сформирована социальной средой», — подчеркивают ученые.