Самцы мамонтов гибли в ямах и болотах чаще самок — Naked Science

Самцы мамонтов гибли в ямах и болотах чаще самок

Почти 70% найденных в Сибири мамонтов оказались самцами. Ученые объясняют это тем, что у мамонтов, как и у современных слонов, самцы жили отдельно от старших родственников и часто гибли при обстоятельствах, которые сегодня позволяют нам изучать их останки.

c72ab348bae1aefd5263b04ac26b59a0_full

У млекопитающих обычно рождается поровну детенышей мужского и женского пола; у современных слонов в том числе. Поэтому палеонтологи, проводившие секвенирование геномов сибирских мамонтов, удивились, узнав, что 70% (67 особей из 98) оказались носителями Y-хромосомы, а значит, самцами.

Отбросив предположение о том, что самок мамонтов в принципе было больше, чем самцов, ученые вынуждены были отказаться и от гипотезы, что останки самцов просто лучше сохранялись, чем женские: такое бывает в случае с видами с выраженным половым диморфизмом, когда самка намного крупнее самца или наоборот, но размеры самцов и самок мамонтов были вполне сопоставимы.

Затем палеонтологи изучили места, в которых находили мамонтов. Некоторые из самых хорошо сохранившихся образцов были обнаружены в естественных ловушках – в вечной мерзлоте, как знаменитый березовский мамонт, в болотах и грязевых ямах. Это характерно не только для Сибири; останки мамонтов и мастодонтов часто сохраняются благодаря необычным естественным условиям, тем самым, что привели к смерти животного. В Англии это зыбучие пески возле деревни Кондовер, в США – асфальтовые топи Ранчо Ла-Брея, где погибли и законсервировались сотни представителей доисторической фауны, от саблезубой кошки до ужасного волка.

Не все мамонты, геном которых секвенировали, были найдены в таких ловушках. Однако климат плейстоценовой Сибири менялся несколько раз за прошедшие 60 тысяч лет (таков возраст самых старых останков мамонта, подвергнутых анализу). Некоторые западни – трещины в скалах и льду, топкие участки, окруженные вечной мерзлотой, – могли видоизмениться в последующие эпохи, решили ученые, поэтому судить об истинных обстоятельствах смерти животных сложно.

Цифры в кружках показывают количество особей, останки которых нашли в отмеченном районе. Таймыр, Новосибирские острова,Чаунская губа, остров Врангеля. Не показано поисхождение трех образцов, для которых оно неизвестно. Pečnerová, Patrícia et al. Current Biology.

Но почему в ловушки попадали в основном самцы? Возможно, дело в образе жизни этих животных, предполагают ученые. Принято считать, что мамонты жили так же, как современные слоны: в первые годы жизни – в матриархальной группе самок и детенышей, а потом в зависимости от пола. Самки оставались в своей группе, а самцы уходили странствовать в одиночестве или в составе небольшой группы.

Возможно, именно молодые самцы мамонтов, недавно вышедшие из-под опеки более опытных самок, живущие поодиночке или в группе таких же неопытных самцов, чаще всего попадали в естественные ловушки, где их тела сохранялись до наших дней.

Кроме того, причиной частых смертей самцов в болотах и ледяных ущельях могли быть особенности их поведения. Известно, что самки слонов, мобильность которых ограничена присутствием детенышей, реже идут на риск и в течение жизни осваивают меньшие территории, чем самцы, которые пасутся свободно и могут быстро преодолевать большие расстояния.

Для безрассудного поведения самцов мамонтов есть и еще одно вероятное объяснение; возможно, как и современные слоны, они были подвержены мусту – припадкам неистовства в период гона. В это время года в крови самцов особенно много тестостерона, который и слонов, и людей, и, скорее всего, мамонтов толкает на необдуманные поступки.