Животные, которые меняют свой пол — Naked Science
27.07.2015

Животные, которые меняют свой пол

Животные, которые меняют свой пол - каракатица, подвязочные змеи, пятнистые гиены, рыбы-клоуны, губан-чистильщик, морская туфелька.

Каракатицы

Эти животные известны людям давно, ведь человечество долгое время писало именно их чернилами. А художники использовали сепию – коричневую краску, которую тоже получали из секрета чернильной железы каракатиц.

Известно, что каракатицы способны почти мгновенно менять окраску, маскируясь под окружающую среду. А самцы этих животных используют данную способность еще и в борьбе за самку. Во время ухаживания самец окрашивает одну половину своего тела в цвет находящейся рядом самки, а другая остается в «мужском» костюме. При этом мужскую половину самец демонстрирует самке, повернувшись к ней боком, а другую – «женскую» – видит самец, находящийся поблизости. Так хитрец значительно повышает свои шансы на спаривание.

Подвязочные змеи

Этот вид змей – родственники наших ужей, только обитают они в Северной Америке – от Канады до Мексики. Брачный период подвязочных змей начинается сразу же после зимней спячки: едва очнувшись ото сна, самцы лихорадочно ищут самок и образуют вокруг них «брачные клубки».

При этом некоторые самцы имитируют запах самок. Ученые долго ломали голову над тем, зачем они это делают. Считалось, что этот аромат предпочтительнее для самок. Но недавно биологи поняли, что коварные самцы таким образом лишь защищаются от опасности. Дело в том, что после спячки змеям необходимо время, чтобы прийти в себя и отогреться. В такой период они вялы и медлительны, а потому у них есть неплохие шансы попасть на обед к хищникам. Поэтому окоченевшие самцы и притворяются самками, получая, таким образом, защиту и тепло других самцов.

Пятнистые гиены

Интересно, что гиена больше похожа на представителей семейства волчьих, собачьих, но на самом деле гораздо ближе к кошачьим. О коварстве гиен слагали легенды еще древние греки, приписывая им способность гипнотизировать взглядом, раскапывать могилы в поисках пищи и менять свой пол. Разумеется, гиены любят падаль, но кто бы мог подумать, что и с полом у них не совсем все «по стандарту».

В стае гиен главенствуют самки, они гораздо крупнее и агрессивнее самцов. Уровень их тестостерона настолько высок, что и гениталии самок стали напоминать гениталии самцов: сросшиеся половые губы похожи на мошонку, а клитор по размерам сопоставим с пенисом. Сходство настолько сильное, что различить самца и самку совсем не просто. Отсюда и миф о гомосексуальности этих животных. Смысл такого строения гениталий у самок не ясен ученым до сих пор, ведь все это существенно осложняет роды у гиен, которые часто приводят к гибели и матерей, и детенышей.

Рыбы-клоуны

Мультяшный Немо может становиться самкой – это факт. Рыбы-клоуны живут группами, в которых царит суровая иерархия. Группу возглавляет пара из самца и самки, именно она и отвечает за продолжение рода. Остальные члены группы – самцы, которым приходится сдерживать свой рост, оставаясь меньшего размера, чем главный самец. Это необходимо, чтобы «отец семейства» не приревновал самку к другим самцам.

Если глава группы погибнет, его место займет один из наиболее крупных самцов группы. А вот если трагедия случится с самкой, ее бывший супруг… займет ее место, поменяв свой пол, а его партнером вновь станет один из молодых и крупных самцов группы.

Губан-чистильщик

Эти рыбки живут небольшими стаями и целыми днями заняты тем, что «счищают» кожных паразитов с крупных морских хищников – акул, мурен, макрелей или тунцов. Во главе стаи находится самец, окруженный свитой из нескольких самок. Самец очень строго следит за качеством «санобработки», то и дело наказывая ленивых самок. Неудивительно, что каждая «нормальная» самка губана-чистильщика мечтает стать самцом и уже самой распоряжаться бригадой «скорой помощи». Эта мечта вполне может воплотиться в реальность, особенно у самой крупной самки гарема, которая в «один прекрасный день» (день гибели самца) превратится в него и займет место лидера.

Морская туфелька

Эти обитатели морей ведут малоподвижный образ жизни, образуя колонии-«пирамидки», которые можно увидеть на камнях и раковинах устриц. Вершину пирамиды венчают самые молодые особи – это всегда самцы. В основании же располагаются «престарелые» самки. Все дело в том, что все морские туфельки рождаются самцами и только потом превращаются в самок. Так что особи в средней части пирамиды находятся на разных этапах смены пола.