Ученые оценили распространенность «синдрома белого носа» на территории России
ТюмГУ

Ученые оценили распространенность «синдрома белого носа» на территории России

Летучие мыши, вопреки сложившемуся мнению, крайне уязвимая группа животных. Они являются природным резервуаром ряда инфекций, в том числе «синдрома белого носа», который вызван грибками. Исследователи оценили распространенность инфекции в России.

Летучие мыши, зараженные грибком Pseudogymnoascus destructans

Летучие мыши с трудом приспосабливаются к изменчивой среде обитания. Не в последнюю очередь факт уязвимости относится к видам, обитающим в условиях умеренного климата. Одним из механизмов адаптации к низким температурам является спячка. Также известно, что летучие мыши —природный резервуар ряда инфекций, в том числе грибковых. К ним относится «синдром белого носа», который вызывает грибок Pseudogymnoascus destructans. Микроскопический гриб активизируется во время спячки и начинает поражать кожные покровы мышей, что приводит к их гибели.

«Синдром белого носа» не первый год вызывает интерес со стороны научного общества, что вполне обоснованно. Несколько лет назад в США эта болезнь уничтожила почти шесть миллионов летучих мышей. В России на проблему обратили внимание сравнительно недавно, а потому степень распространенности грибковой инфекции в популяциях летучих мышей до сих пор не ясна.

Российско-чешская исследовательская группа, в состав которой вошел старший научный сотрудник X-BIO ТюмГУ Олег Орлов, оценила распространенность «синдрома белого носа» на территории нашей страны. Ученые изучили 188 особей летучих мышей, принадлежащих к 11 видам. Состояние их оценивали в апреле-мае, когда мыши выходят из состояния спячки. Летучие мыши обнаружены в 11 местах зимовок: на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.

Результаты показали, что во всех местах зимовки найдены летучие мыши, пораженные грибком P. destructans. Исключение составила единственная особь, найденная в Дачной Пещере (Красноярский край). Распространенность грибковой инфекции варьировалась от 16 до 76% в зависимости от вида. Стоит заметить, что для трех видов — ночницы уссурийской, амурской ночницы и большого трубконоса —впервые показаны симптомы «синдрома белого носа».

Сообщается, что зараженность особей зависит в значительной степени от температуры окружающей среды. Спячка летучих мышей на изучаемых территориях длится до семи месяцев, а температура особей редко превышает 5°С в течение года. Спячка в условиях более низких температур, по сравнению с европейскими и североамериканскими видами, приводит к меньшему влиянию грибка на организм.

Авторы подчеркивают: несмотря на то что обстоятельства заболеваемости летучих мышей по-прежнему не ясны, изучение биологии P. destructans может помочь как в понимании закономерностей эпизоотических процессов, так и охраны дикой природы в целом.

ТюмГУ

Меры, принятые более тридцати лет назад, оказывают положительное влияние на земную атмосферу.

Гидроксихлорохин, использующийся при лечении малярии, показал высокую эффективность против вируса SARS-CoV-2, особенно в сочетании с антибиотиком азитромицином. Правда, делать выводы о появлении потенциального препарата против этого патогена еще очень рано. Неясны также и причины по которым лекарства, созданные совсем от других болезней, могут оказаться эффективными против нового вируса.