Ученые оценили распространенность «синдрома белого носа» на территории России — Naked Science
ТюмГУ

Ученые оценили распространенность «синдрома белого носа» на территории России

Летучие мыши, вопреки сложившемуся мнению, крайне уязвимая группа животных. Они являются природным резервуаром ряда инфекций, в том числе «синдрома белого носа», который вызван грибками. Исследователи оценили распространенность инфекции в России.

Летучие мыши, зараженные грибком Pseudogymnoascus destructans

Летучие мыши с трудом приспосабливаются к изменчивой среде обитания. Не в последнюю очередь факт уязвимости относится к видам, обитающим в условиях умеренного климата. Одним из механизмов адаптации к низким температурам является спячка. Также известно, что летучие мыши —природный резервуар ряда инфекций, в том числе грибковых. К ним относится «синдром белого носа», который вызывает грибок Pseudogymnoascus destructans. Микроскопический гриб активизируется во время спячки и начинает поражать кожные покровы мышей, что приводит к их гибели.

«Синдром белого носа» не первый год вызывает интерес со стороны научного общества, что вполне обоснованно. Несколько лет назад в США эта болезнь уничтожила почти шесть миллионов летучих мышей. В России на проблему обратили внимание сравнительно недавно, а потому степень распространенности грибковой инфекции в популяциях летучих мышей до сих пор не ясна.

Российско-чешская исследовательская группа, в состав которой вошел старший научный сотрудник X-BIO ТюмГУ Олег Орлов, оценила распространенность «синдрома белого носа» на территории нашей страны. Ученые изучили 188 особей летучих мышей, принадлежащих к 11 видам. Состояние их оценивали в апреле-мае, когда мыши выходят из состояния спячки. Летучие мыши обнаружены в 11 местах зимовок: на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке.

Результаты показали, что во всех местах зимовки найдены летучие мыши, пораженные грибком P. destructans. Исключение составила единственная особь, найденная в Дачной Пещере (Красноярский край). Распространенность грибковой инфекции варьировалась от 16 до 76% в зависимости от вида. Стоит заметить, что для трех видов — ночницы уссурийской, амурской ночницы и большого трубконоса —впервые показаны симптомы «синдрома белого носа».

Сообщается, что зараженность особей зависит в значительной степени от температуры окружающей среды. Спячка летучих мышей на изучаемых территориях длится до семи месяцев, а температура особей редко превышает 5°С в течение года. Спячка в условиях более низких температур, по сравнению с европейскими и североамериканскими видами, приводит к меньшему влиянию грибка на организм.

Авторы подчеркивают: несмотря на то что обстоятельства заболеваемости летучих мышей по-прежнему не ясны, изучение биологии P. destructans может помочь как в понимании закономерностей эпизоотических процессов, так и охраны дикой природы в целом.

ТюмГУ