Ученые: инопланетные формы жизни действительно могут светиться — Naked Science

Ученые: инопланетные формы жизни действительно могут светиться

Флуоресценция может быть важным свойством жизни, развившейся под активной звездой, защищая ее от опасного излучения.

0hsmctehkqm21

Дешевый спецэффект — таинственное флуоресцентное свечение, исходящее от гостей с других планет — может оказаться довольно реалистичной деталью. Такая люминесценция способна служить защитой от смертоносного ультрафиолетового излучения для жителей миров, находящихся под слишком неспокойными звездами. Об этом Джек О’Малли-Джеймс (Jack O’Malley-James) и Лиза Кальтенеггер (Lisa Kaltenegger) пишут в статье, опубликованной в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Биолюминесценция свойственна многим организмам и на нашей собственной Земле. Химическую реакцию в их светящихся клетках могут запускать ультрафиолетовые фотоны, которые в результате переизлучаются в более длинноволновой части спектра. Авторы новой статьи упоминают, что этот процесс мог привести к появлению первых кораллов, союза вырабатывающих питание водорослей и полипов, которые обеспечивают им защиту, в том числе от УФ-излучения — на молодой Земле оно было куда более серьезной проблемой. «Побочным эффектом» этого оказывается яркое, многоцветное флуоресцентное свечение.

Сегодня озоновый слой поглощает большую часть опасных УФ-лучей высоко в атмосфере, и защита от них требуется минимальная. Однако ученые замечают, что где-нибудь на просторах космоса жизнь вполне могла появиться и под менее спокойной звездой — прежде всего под широко распространенными красными карликами. Близкие к таким светилам планеты должны получать намного больше опасного излучения, и организмам здесь необходимо приспосабливаться к этим условиям. Биофлуоресценция может служить одним из приспособлений, позволяя нейтрализовать УФ-фотоны до того, как они нанесут вред клеткам. «Это должно приводить также к увеличению видимости такой биоты в видимой части спектра», — пишут ученые.

Авторы добавляют, что если где-нибудь подобная жизнь действительно существует, то вспышка УФ-излучения далекой звезды может отозваться вспышкой видимого излучения на планете. Подобные изменения яркости пока остаются за пределами существующих телескопов. Однако уже строящийся в Чили ELT, который должен начать работу в 2025 году, позволит проводить такой поиск.

Суровая реальность разбила сердца любителей астрономии по всему миру: в этом месяце окончательно разрушился легендарный радиотелескоп обсерватории «Аресибо» в Пуэрто-Рико. Национальный научный фонд США (NSF) опубликовал видео процесса. Оказывается, конструкция рухнула аккурат во время осмотра тросов с помощью дрона.