Какие профессии востребованы сегодня?
3 июня
Анна Новиковская
23 057

Спрятался от вымирания: в американской пещере заново открыли редчайший вид раков

3.0

На протяжении 30 лет уникальный пещерный рак, встречающийся в одной-единственной пещере на юго-востоке Соединенных Штатов Америки, считался вымершим. Теперь этот вид обнаружили вновь, но его будущее остается туманным.

Шелтинский пещерный рак: на сегодня известно о существовании всего двух особей / © finax.in

На севере штата Алабама в США находится пещера Шелта (Shelta Cave), хорошо известная благодаря уникальной коллекции необычных животных, которые там встречаются. В начале 1900-х пещеру использовали в качестве бара и танцплощадки, но с 1960-х ее объявили заповедником, и теперь спускаться туда могут только ученые — да и то очень редко.

Южная слепоглазка (Typhlichthys subterraneus), пещерная саламандра Теннеси (Gyrinophilus palleucus), алабамский пещерный рак (Cambarus jonesi) — вот лишь несколько видов необычных животных, которых можно было встретить в пещере еще полвека назад. К сожалению, ее уникальную экосистему чуть не сгубили — и не беспечные туристы, а не особо аккуратные защитники природы, перекрывшие вход в подземное царство воротами.

Намерения-то у них были самые благие: не допустить внутрь любопытных туристов, одновременно с этим позволив крупной колонии серых ночниц (Myotis grisescens), как и прежде, свободно покидать пещеру и возвращаться в нее. К сожалению, ночницы инициативу не одобрили: по какой-то причине им не понравилась конструкция ворот, и вскоре зверьки покинули пещеру, лишив ее экосистему одного из главных источников питания — помета. В сочетании с загрязнением грунтовых вод из-за застройки окружающих пещеру земель это привело к коллапсу: уникальный подземный мир лишился многих своих обитателей.

Считалось, что уникальный шелтинский пещерный рак (Orconectes sheltae) тоже стал жертвой злополучной инициативы: всего около сотни раков обнаружили в 1960-1970-х, и в последний раз это животное наблюдали в 1988 году. Учитывая, насколько сократилось биоразнообразие пещерной жизни, спелеологи считали этот вид вымершим. Лишь в 2019 и 2020-м, во время научных экспедиций, были найдены два живых рака.

Доктор Мэтью Нимиллер (Matthew Niemiller) в пещере Шелта: чтобы отыскать раков, длиной с большой палец, придется постараться /© eurekalert.org

Открытие удалось совершить во время работ по полному переописанию существующей в пещере Шелта жизни: к сожалению, данные прошлого века уже могут быть устаревшими. Чтобы поймать раков, ученым пришлось нырять и плавать на глубине в пять метров: после того, как у животных взяли образцы тканей для ДНК-анализа, их отпустили обратно в воду.

Данные анализа затем сравнили с уже известной информацией по другим пещерным ракам: в результате оказалось, что изначальное причисление этого рака к роду Orconectes, скорее всего, ошибочно, потому что шелтинский пещерный рак приходится ближайшей родней алабамскому пещерному раку из рода Cambarus. В итоге ученые предложили переименовать вид в Cambarus sheltae.

Теперь главная задача исследователей — как следует изучить это уникальное животное и предложить меры по охране всей необычной экосистемы пещеры Шелта, в надежде, что нас еще ждут новые переоткрытия «вымерших» видов.

Исследование опубликовано в журнале Subterranean Biology.