12.05.2021
1 317

Биологи испытали новое средство от хронической аллергической астмы

5.3

Двойная вакцинация, действующая одновременно против пары иммунных сигнальных молекул, защитила мышей от аллергической астмы как минимум на 11 недель.

Кадр из сериала "Теория большого взрыва"
Кадр из сериала “Теория большого взрыва” / © Tenor

Астма — самое распространенное хроническое заболевание легких, в том числе среди детей: по данным ВОЗ, ею страдают около 250-300 миллионов человек во всем мире и не менее 250 тысяч ежегодно умирают. Около 20% пациентов сталкиваются с неконтролируемым течением болезни средней и тяжелой степени, проявляющимся стойкими симптомами, снижением функции легких и рецидивирующими обострениями, невзирая на прием лекарств. Неоднородность фенотипов астмы остается проблемой для адекватной оценки и лечения. Однако известно, что воспаление второго типа, характеризующееся выработкой гормоноподобных белков под названием интерлейкин-4 (ИЛ-4) и интерлейкин-13 (ИЛ-13) в легких, эозинофилией дыхательных путей и высоким уровнем антител IgE (иммуноглобулины Е), встречается примерно у половины пациентов.

Французские биологи из Института Пастера в Париже создали работающие в паре вакцины, которые нацеливаются на каждый из этих цитокинов. Они позволяют организму вырабатывать ответ поликлональных антител, комбинируя целевую молекулу с белком-носителем, что делает ее иммуногенной. Ранее аналогичные вакцины использовали против интерферона альфа (IFNα) для лечения волчанки.

Однако авторы исследования, опубликованного в журнале Nature Communications, не первыми взялись за интерлейкин-4 и интерлейкин-13: пару лет назад в Евросоюзе одобрили рекомбинантное, полностью человеческое моноклональное антитело под названием дупиксент (дупилумаб) для дополнительной терапии астмы средней и тяжелой степени тяжести. Однако лечение подразумевает дорогостоящие инъекции, которые придется делать всю жизнь, поэтому вакцина с более длительным сроком действия была бы экономически эффективнее.

Команда Лорана Ребера сначала вакцинировала мышей, страдающих хронической астмой. После процедуры у грызунов наблюдали значительно повышенную эластичность легких и резистентность по сравнению с контрольной группой животных. Эффект сохранялся даже при использовании вакцин по отдельности, однако наибольшим он был именно при двойной вакцинации.

У иммунизированных мышей также выявили 21-кратное снижение уровня иммунных клеток, называемых эозинофилами, в легких по сравнению с грызунами, получавшими обычный физраствор. Дальнейший анализ показал, что уровень антител IgE, играющих важную роль при аллергической астме, тоже снизился при вакцинации, как и тучные клетки (тканевые клетки миелоидного ряда, содержащие в цитоплазме базофильные гранулы с гистамином и гепарином), которые выкачивают иммуноглобулины E в легкие.

Результаты предстоит подтвердить в клинических исследованиях на людях, однако ученые уже испытали свой метод двойной вакцинации на грызунах, экспрессирующих человеческие ИЛ-4 и ИЛ-13. Хотя мышиные и человеческие версии этих белков похожи лишь на 50%, воздействие на тучные клетки и IgE удалось воспроизвести и сохранить на протяжении всех 11 недель эксперимента у гуманизированных животных.