28.07.2021
13 034

У собак обнаружили способность распознавать человеческую ложь

3.5

Эксперименты с ведрами, угощением и «советчиками» показали, что собаки понимают, когда их пытаются обмануть. Но не терьеры: они, как дети и приматы в аналогичных, более ранних испытаниях, шли на поводу у «лжеца».

The Art of Racing in the Rain
Кадр из фильма «Невероятный мир глазами Энцо», The Art of Racing in the Rain, 2019 / © Getty Images

На протяжении многих лет считалось, что животные — помимо человека — не способны распознавать ложь. Поначалу эксперименты показывали, что пятилетие дети могут определить, когда их обманывают, а вот шимпанзе и бонобо — нет. Впоследствии ученые допускали, что нечеловеческие приматы все же в силах отличить ложные доводы от истинных и могут обладать теорией разума.

Однако мало что было известно о распознавании лжи другими животными, в частности собаками. Они живут с людьми как минимум 14 тысяч лет, поэтому собак рассматривали как модель для сравнительного исследования социально-когнитивных способностей. Многие работы сосредоточились на понимании человеческих жестов, эмоций и общения: как оказалось, питомцы чувствительны к нашему поведению и способны считывать его. Но что насчет лжи?

Ученые из Венского университета провели три эксперимента, в основном этапе которого участвовали 120 собак (69 сук и 51 кобель), принадлежащих к 36 различным породам, в том числе терьеры и бордер-колли. Второй и третий этапы (60 и 80 собак соответственно) были контрольными. Возраст животных колебался от пяти месяцев до 14 лет (в среднем — 5,31 года). Результаты представлены в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Все эксперименты проходили в одной комнате 6,05 на 3,33 метра, в которую можно было попасть через две разные двери. Туда ставили два непрозрачных пластиковых ведра разного цвета высотой 15 сантиметров, располагая их на расстоянии полутора метров друг от друга и на равном удалении от собаки (1,76 метра). Ведра накрывали бумажными крышками, которые испытуемые могли отодвинуть мордой или лапой. Процесс записывали на три камеры.

Суть эксперимента с ведрами / © Lucrezia Lonardo et. al., 2021

Поначалу собак учили слушать советы неизвестного человека, чтобы выбрать, в каком из ведер спрятано угощение и получить вознаграждение. Потом правила меняли: животным позволяли наблюдать, как человек-«прятальщик» переносил лакомство из одного ведро в другое, а «советчик» наблюдал за этим (на следующем этапе второй человек выходил из комнаты) и направлял животное. Исследователи смотрели, будут ли собаки продолжать следовать рекомендациям.

Важное уточнение: после того как лакомство помещали в ведро и собака это видела, первый человек украдкой вытаскивал еду и выносил ее из помещения. Таким образом гарантировали чистоту опыта: ни в одном из ведер не было угощения, когда животное делало выбор. Следовательно, они не полагались на нюх.

На основе видеозаписей ученые оценивали выбор собак и время ожидания. Как оказалось, испытуемые не слушали человека, если понимали, что во время перепрятывания пищи его не было в комнате, а значит, он не был в курсе, куда положили угощение. Более того, половина животных игнорировали советы, когда знали, что их пытаются обмануть и указывают не на то ведро.

По словам ученых, когда аналогичные задания выполняли пятилетки и приматы, они с большей вероятностью, нежели собаки, следовали советам «лжеца» и давали себя обмануть. Но порой результат зависел от породы: терьеры, участвовавшие в контрольном этапе опыта вместе с бордер-колли, вели себя как дети и обезьяны, то есть чаще шли на поводу «советчика».