15.07.2022
5 102

Собаки оказались способны воспроизводить опыт прошлого

4.8

Американские ученые узнали, что наших хвостатых друзей можно научить повторить опыт их недавнего прошлого. Например, попросить снова мило склонить голову набок, чтобы сфотографировать. Но главное — то, что собаки, как оказалось, воспроизводят это осознанно и понимают, что именно они делали недавно.

Собаки оказались способны воспроизводить опыт прошлого / ©Getty images

Известно, что собаки способны частично понимать человеческую речь (причем на разных языках) и вычленять отдельные слова из общего потока предложений, узнавать хозяина по голосу, тосковать по умершим сородичам и распознавать человеческую ложь. Наши четвероногие друзья запрограммированы на общение с людьми с рождения и даже могут страдать поведенческим расстройством, сходным с человеческим.

Владельцы собак также знают, как трудно порой сфотографировать непоседу и уж тем более запечатлеть на камеру какую-нибудь его милую выходку. Например, наклон головы (кстати, о том, почему собаки поворачивают голову набок мы писали здесь). Ученые из Университета Буффало (США) узнали, что четвероногие собратья способны «вспомнить» недавний опыт своего прошлого и осознанно воспроизвести его. Исследование опубликовано в Journal of Comparative Psychology.

«Мы обнаружили, что собак можно обучить повторить определенные действия по команде. Таким образом, мы нашли доказательства того, что эти животные способны формировать абстрактные концепции», — рассказала одна из исследовательниц, доктор философии Эллисон Скаджел. Это, как ни крути, говорит о когнитивных способностях собак, о которых раньше не знали. Ведь осознанное запоминание прошлого опыта всегда считалось исключительной прерогативой людей, человекообразных обезьян и дельфинов-афалин.

Значит, собаки способны не просто запомнить и повторить команду человека, но и могут понять концепцию повторения и осознать, что свое действие они должны повторить вновь. Правда, в исследовании участвовали всего три собаки — самец чихуахуа и две самки золотистого ретривера.
Сначала ученые обучили собак реагировать определенным поведением на тот или иной сигнал. Например, ходить по кругу вокруг какого-то предмета или ложиться. Затем животные выучили отдельную команду — слово «снова», сопровождаемое жестом руки.

После того как была произнесена эта команда, собака должна была воспроизвести то действие, которое только что выполнила. Но ученые пошли еще дальше: при помощи команды «снова» они добились от собак выполнения таких действий, которые не были заучены, но которые животные выполняли непроизвольно в недавнем прошлом. Все испытуемые успешно справились с заданием.