Какие профессии востребованы сегодня?
6 июня
Анна Новиковская

У рыжих полевок из Швеции нашли новый коронавирус

3.7

Известно, что дикие животные служат природным резервуаром для многочисленных вирусов и бактерий, многие из которых представляют потенциальную опасность для человека. Теперь список таких возможных патогенов пополнился еще одной строчкой: у шведских рыжих полевок нашли новый коронавирус, приходящийся близким родственником SARS-CoV-2.

Рыжая полевка — один из самых распространенных в Европе грызунов / ©rosselhoscenter.ru

Изучение вирусов, циркулирующих в популяциях диких животных, может позволить ученым вовремя выявлять и отслеживать потенциально опасные для человека патогены. В отличие от коронавирусов SARS-CoV и MERS, которые изначально обнаружили в крови летучих мышей, сезонные коронавирусы, такие как HCoV-OC43 и HCoV-HKU1, по-видимому, передаются людям от грызунов.

В отличие от синантропных грызунов, таких как серая крыса и домовая мышь, полевки меньше взаимодействуют с человеком: это преимущественно лесные и степные жители, мало тяготеющие к человеческим поселениям и встречающиеся разве что в крупных парках или в частных секторах городов. Тем не менее их не столь частые контакты с нами тоже означают, что дикие полевки реже становятся объектами вирусологических исследований, а значит, эти зверьки могут быть природными носителями еще не изученных патогенов.

Исследователи из Научного центра зоонозов Уппсальского университета подтвердили это предположение, обнаружив новый коронавирус, названный «вирусом Гримсё», у 3,4% из 450 пойманных рыжих полевок (Myodes glareolus), живущих в лене Эребру на юге Швеции.

Вирус стабильно выявлялся методом секвенирования РНК из образцов легких животных в течение как минимум двух лет, с 2015 по 2017 год: то есть он довольно широко распространен среди рыжих полевок, и это не случайный патоген.

Оказалось, новый вирус принадлежит к роду бета-коронавирусов, в который также входят SARS-CoV, MERS и SARS-CoV-2, вызывающие у человека острые респираторные синдромы. Пока не известно, опасен ли для человека вирус Гримсё, но поскольку в последние годы растет число инфекционных заболеваний, которые могут передаваться людям от мелких млекопитающих, заблаговременное изучение таких патогенов может позволить предотвратить будущие вспышки инфекции.

Особенно стоит отметить, что вирус обнаружили у рыжих полевок — одних из самых многочисленных и распространенных грызунов, встречающихся от Пиренейских гор на западе до Саянских гор на востоке (расстояние между ними — около семи тысяч километров). Эти полевки выступают переносчиками возбудителей эпидемической нефропатии и туляремии, а ранее у них уже были выявлены некоторые коронавирусы неопределенной природы.

Результаты исследования опубликованы в журнале Viruses.