Какие профессии востребованы сегодня?
10 июня
Анна Новиковская

Выдры могут учиться у сородичей, но не всегда это делают

3.0

Чтобы оценить возможности к социальному обучению, ученые предложили группе выдр извлечь приманку из искусственных «коробок-головоломок» и естественных панцирей и раковин. Оказалось, хотя выдры могут оценивать привлекательность приманки по реакции соседей, извлекать пищу они предпочитают сами, не «подсматривая» за другими выдрами.

Восточная бескоготная выдра распространена в Юго-Восточной Азии / © ru.wikipedia.org

Восточные бескоготные выдры (Aonyx cinerea) — самые мелкие выдры в мире, размером с небольшую кошку. Эти зверьки часто живут парами или семейными группами, насчитывающими до 12 особей, и питаются в основном моллюсками, раками и другими водными животными.

Чтобы оценить способности этих выдр к социальному обучению, ученые решили предложить животным из одной семейной группы необычную задачку — извлечь вкусную приманку как из искусственной «коробки-головоломки», так и из естественной, панциря краба либо раковины мидии.

Всего в эксперименте участвовали 20 зверей, и 11 из них удалось попробовать мясо всех трех типов, совладав не только с искусственной коробкой с рыбной фрикаделькой внутри, но и с естественным панцирем.

Как выяснилось, выдры используют и социальное обучение, и собственный опыт, чтобы справиться с необычной задачкой. По-видимому, они наблюдали за реакцией сородичей, когда оценивали привлекательность новой добычи: если выдры-соседки активно интересовались крабами и мидиями, новичок с большей вероятностью начинал сам искать способ извлечь мясо из твердой оболочки.

Такая форма социального обучения называется «расширением стимулирования» (stimulus enhancement) и заключается в том, что действия одного индивидуума привлекают внимание другого к какому-либо объекту или к его части, тем самым облегчая освоение.

Среди родственников азиатских выдр немало умелых «учителей» и «учеников»: например, матери-каланы учат своих малышей пользоваться камнями, чтобы разбить раковину моллюска / © bing.gifposter.com

Эксперименты ученых направлены не только на выявление когнитивных способностей диких животных, но еще на обогащение их искусственной среды обитания и разработку программ по восстановлению и реинтродукции этих зверьков в дикую природу.

Сегодня численность восточных бескоготных выдр сильно сокращается из-за разрушения их естественной среды обитания, загрязнения воды и браконьерской охоты, а также незаконной торговли экзотическими животными. К счастью, эти зверьки нередко содержатся в зоопарках и зоологических центрах, что может обезопасить вид от полного исчезновения.

Исследование опубликовано в журнале Royal Society Open Science.