30.09.2019
15 625

Нервозные движения могут стимулировать мозг для работы

Сосредоточившись на задаче, грызть ручку или барабанить по столу — такое поведение проявляют и мыши, дополнительно повышая активность нейронов.

092519_ls_fidgety-mice_feat
©Wikipedia / Автор: Cloelia Andronicus

Сосредоточиваясь на работе, люди совершают массу «нервозных» движений: вертят в руке карандаш, барабанят пальцами по столу, качают ногой и так далее. Так же ведут себя мыши. Эксперименты, проведенные Энн Чёрчленд (Anne Churchland) и ее коллегами из Лаборатории в Колд-Спринг-Харбор, показали, что эта мелкая моторика может иметь определенную пользу, стимулируя активность мозга. Об этом они пишут в статье, опубликованной в журнале Nature Neuroscience.

Для начала авторы обучили мышей выполнять несложный трюк: животные следили за загоравшимися огоньками (или слушали щелчки из динамиков) и должны были указать источник вспышки (или звуков), лизнув соответствующую часть стенки. Пока животные сосредотачивались на этой задаче, ученые вели мониторинг активности нейронов их головного мозга, а также записывали поведение мышей на видеокамеру. Затем они сопоставили эти данные.

Мыши, сфокусировавшись на отслеживании вспышек или щелчков, продолжали непрерывные мелкие движения, подергивая усиками и лапками. Эта суетливость повышала активность нервных клеток. Движения усиков стимулировали, в частности, области, вовлеченные в моторику и обработку сигналов органов чувств. Влияние такой моторики охватывало всю кору. Ученые пока не могут сказать, какую роль оно играет, но, возможно, мелкие движения помогают усиливать активность нейронов, вовлеченных и в моторику, и в выполнение текущей когнитивной задачи.