Не упустите важные новости – подпишитесь на наш Telegram
Подписаться
10 ноября
16 996

Нейробиологи узнали, как кальмары и осьминоги получили свой большой мозг

5.1

Ученые из США приблизились к разгадке тайны самых умных беспозвоночных животных. Они узнали, как формируется их мозг и при чем здесь позвоночные.

Нейробиологи узнали, как кальмары и осьминоги получили свой большой мозг /©Getty images

Головоногие моллюски, к которым относятся кальмары, осьминоги и каракатицы, считаются одними из самых умных беспозвоночных. Отношение их массы мозга к массе тела — самое большое среди беспозвоночных, а нервная система — самая сложная. Эти существа способны быстро обрабатывать информацию, изменяя форму, цвет и даже текстуру своего тела, сливаясь с окружающей средой.

Они также могут общаться, демонстрировать признаки пространственного обучения и играть: известно, что осьминоги в аквариумах бросают бутылки и игрушки в водоворот, а затем ловят их. Свойственно головоногим и инструментальное поведение. Однако науке до сих пор доподлинно не известно, откуда у этих животных столь развитый мозг.

Наблюдение ученых за развитием нейронов моллюсков / ©phys.org

Ученые из Гарвардского университета (США), исследование которых опубликовано в журнале Current Biology, считают, что они приблизились к разгадке. Авторы работы использовали новую технику визуализации практически в режиме реального времени (серии снимков с интервалом в десять минут), чтобы буквально наблюдать за созданием нейронов в эмбрионе кальмара Doryteuthis pealeii, известного модельного организма в нейробиологии. Затем они смотрели, как эти клетки встраиваются в нервную систему. Отслеживаемые клетки были подкрашены флуоресцентными красителями.

То, что увидели ученые, удивило их. Нервные клетки вели себя подозрительно похожим образом на то, как это происходит у позвоночных в процессе развития их нервной системы. А ведь предки тех и других отделились от общей линии около 500 миллионов лет назад, поэтому ученые полагали, что позвоночные имеют свой механизм формирования клеток мозга.

Тем не менее факт остается фактом: головоногие моллюски и позвоночные не только используют схожие механизмы для создания своего интеллектуального органа, но и сама ткань нервных клеток у них похожа — по размерам, организации и способу перемещения ядра. В дальнейшем команда планирует изучить, как возникают различные типы клеток в мозгу головоногих моллюсков.