21 сентября

Биологи определили главные охотничьи щупальца осьминогов

4.8

Наблюдая за охотой осьминогов на разные виды добычи, ученые выяснили, что те используют разный набор конечностей, в зависимости от жертвы. Но второе щупальце включается в работу всегда и самым первым.

Атака вторым щупальцем
Атака вторым щупальцем / ©Wardill Lab, University of Minnesota

Осьминоги — самые развитые из моллюсков. Эти животные демонстрируют великолепные когнитивные способности, управляясь восемью гибкими подвижными конечностями. Их щупальца не идентичны друг другу: пара задних играет роль «ног», а шесть передних — ловких «рук» для охоты и манипулирования объектами. Но и «руки» осьминогов не равны и используются в зависимости от конкретной задачи. А одна пара передних щупалец особенно важна для охоты. К такому выводу пришли авторы новой статьи, опубликованной в журнале Current Biology.

Профессор Университета Миннесоты Тревор Уордилл (Trevor Wardill) и его группа проводили эксперименты с калифорнийскими двупятнистыми осьминогами (Octopus bimaculoides). Эти небольшие животные обитают у тихоокеанского побережья Северной Америки, живут один-два года и вырастают примерно с кулак. Они питаются самой разнообразной добычей — от двустворчатых моллюсков до ракообразных. Ученые наблюдали за их охотой в контролируемых лабораторных условиях, чтобы проследить за тем, какие щупальца и как при этом используются.

Прежде всего авторы заметили, что осьминоги полагаются на щупальца, расположенные на той же стороне тела, где находится и глаз, наблюдающий за добычей. Независимо от вида жертвы, атака начинается вторым щупальцем (L2), считая от срединной оси тела. Затем к нему могут подключаться соседние. Например, для захвата крабов используется серия отдельных «кошачьих» движений, а для удержания более подвижных креветок щупальца L1 и L3 блокируют их с разных сторон.

По словам авторов работы, такая предсказуемая схема действий оказалась для них большой неожиданностью. «Обычно, глядя на осьминога, может показаться, что ни одно движение не повторяется, — говорит Тревор Уордилл. — Они извиваются и изгибаются, активно исследуя свое окружение». Ученые планируют изучить нейронные механизмы, лежащие в основе таких движений. Когда-нибудь эти знания помогут в создании подводных роботов столь же ловких, как осьминоги.