Гусеницы и табак — Naked ScienceNaked Science
07.01.2014, 10:06
Naked Science

Гусеницы и табак

Питающиеся листьями табака насекомые отпугивают врагов ядовитым «никотиновым потом».

9731677083_f4f4b6404f_b

Один из самых неприятных гостей на табачных плантациях ? бабочки-бражники Manduca sexta, и уж тем более ? их гусеницы, проводящие всю свою жизнь за пожиранием листьев этого растения. Между тем, жевать табак ? занятие неприятное не только для людей: благодаря тем же алкалоидам, что создают известные эффекты от курения его листьев, это растение оказывается токсичным для большинства насекомых. Табачному бражнику пришлось выработать специальные механизмы защиты от этих ядов. Однако в итоге он обрел не только источник пищи, но и, как показало новое исследование, уникальное оружие против атакующих гусениц хищников.

Команда немецких биологов выяснила, что при нападении пауков и других своих врагов гусеница табачного бражника способна отпугнуть их своим зловонным «никотиновым потом».

Бражник табачный

©Flickr/ tex-anne

В самом деле, никотин ? сильнодействующий яд, и если капля его убивает лошадь, то насекомому требуется куда меньше. Поэтому исследователей весьма интересуют метаболические механизмы, позволяющие бражнику благополучно поедать его в огромных количествах, вместе с табачными листьями. Чтобы выяснить это, ученые использовали специальные генетически модифицированные растения табака, содержащие сниженное количество никотина. Эффект от проживания на листьях этих растений оказался неожиданным: гусениц стали активно поедать хищники.

Дополнительные исследования показали, что у гусениц бражника поступающий в организм никотин утилизируется и нейтрализуется лишь частично. Некоторое его количество с кровотоком выносится к поверхности ? гусеница словно «потеет» пахучим никотиновым раствором, предупреждающим хищника о возможной токсичности жертвы.

Исследователи из Колумбийского университета разобрались, как слуховая кора умудряется выделять один голос среди многих других и делать его «громче».