03.12.2021
142 178

Морские организмы начали заселять Большое тихоокеанское мусорное пятно

5.5

Биологи обнаружили, что обширные скопления пластика позволяют прибрежным животным осваивать открытое море, прежде для них недоступное, и распространяться по всем уголкам океана.

©Wikipemia Commons

Северо-Тихоокеанское течение образует обширный водоворот, куда приносится мусор с побережья всей Северной Америки, Японии и Юго-Восточной Азии. Он формирует Большое тихоокеанское мусорное пятно, площадь которого оценивается более чем в полтора миллиона квадратных километров — в несколько раз больше территории Франции, — где накопилось порядка 80 тысяч тонн пластика. Не стоит думать, будто мусорное пятно выглядит чем-то вроде архипелага из пакетов, рыболовных сетей и тому подобного. Пластик быстро распадается на микроскопические фрагменты, практически невидимые со стороны и при этом токсичные для морских организмов.

Впрочем, и эта рукотворная пустыня понемногу заселяется жизнью. К такому выводу пришли экологи из Смитсоновского центра экологических исследований (SERC), статья которых опубликована в журнале Nature Communications. Авторы называют эту зону жизни неопелагической — то есть существующей в толще воды, которая была сильно модифицирована человеком. Впервые они обратили на нее внимание около десяти лет назад, когда мощное цунами выбросило на японский берег множество пластикового мусора, на котором было обнаружено несколько сотен различных организмов.

Фрагмент океанического мусора, на котором нашли приют стрекающие Aglaophenia, морские желуди и краб из рода Planes / ©Smithsonian Institution

В 2020 году экоактивисты из Ocean Voyages Institute собрали больше 100 тонн мусора из Большого тихоокеанского пятна и передали множество образцов ученым из SERC. Действительно, биологи обнаружили, что некоторые организмы, включая ракообразных морских желудей, стрекающих гидроидов и актиний не просто выживают среди пластика, но и процветают. По словам ученых, это настоящий «сдвиг парадигмы» в морской биологии. «До сих пор открытый океан оставался недоступен для прибрежных организмов», — поясняет ведущий научный сотрудник SERC Грег Руис (Greg Ruiz).

Пластик мусорного пятна создал в открытом океане новую экологическую нишу, подходящую для прибрежных организмов, которые нуждаются в плавающих объектах для прикрепления и пище. Пока не известно, как они туда попали: возможно, эти животные были принесены вместе с мусором, а возможно, он каким-то образом привлек их из других уголков Тихого океана. Также неясно, как их появление повлияет на обычных жителей открытого моря, не привыкших к такому соседству.

Кроме того, обширные пространства океана перестают быть барьером для расселения различных прибрежных организмов, усиливая проблему распространения инвазивных видов. Все эти вопросы нуждаются в серьезном изучении, ведь проблема накопления мусора в океане лишь усиливается, и, по оценкам ученых, к 2050 году в Мировом океане будет плавать более 25 миллиардов тонн пластика.