15 августа
Александра Медведева

За несколько столетий люди полностью изменили сообщества мелких млекопитающих

4.2

За последние 500 лет воздействие человека на окружающую среду полностью изменило состав сообществ мелких млекопитающих, таких как крысы и мыши, в Северной Америке и значительно снизило их разнообразие. Однако даже небольшие охраняемые территории позволяют эффективно сохранять и поддерживать популяции этих животных.

Ученые из Стэнфордского университета (США) пришли к выводу, что сообщество мелких млекопитающих современной Северной Америки кардинально отличается от существовавшего всего несколько столетий назад, в доколониальное прошлое континента. Исследователи описали останки мелких млекопитающих антропоцена и археологического голоцена в районах с разной степенью антропогенного воздействия.

Результаты работы, опубликованной в журнале Frontiers in Ecology and Evolution, свидетельствуют о степени влияния человека даже на такие устойчивые виды, как грызуны и насекомоядные.

Антропоцен характеризуется быстрым изменением климата и ландшафта, загрязнением окружающей среды. Это неофициальная геологическая эпоха, самый последний период в истории Земли (с 1950-х годов по настоящее время), когда деятельность человека начала сильно влиять на экосистемы и климат планеты.

Мелкие млекопитающие, такие как крысы и землеройки, представляют собой идеальные объекты для пространственно-временных исследований. Из-за большой численности популяции, небольшого индивидуального географического ареала и специфики среды обитания они быстро реагируют на изменения в землепользовании, климате и окружающей среде, что делает их хорошими индикаторами состояния экосистемы. Также за счет высокой плодовитости, численности и скорости роста популяций у мелких млекопитающих низкий уровень вымирания.

Однако антропогенное воздействие может изменить их сообщества менее очевидными способами. Сокращение численности популяций и разнообразия видов грызунов и насекомоядных может говорить об ухудшении «здоровья» всей экосистемы и предсказать будущее вымирание.

Авторы исследования изучили тысячи костей и зубов современных мелких млекопитающих и сравнили их с останками, обнаруженными в местах трех археологических раскопок. Оказалось, разнообразие млекопитающих снижалось с усилением воздействия человека. Кроме того, общий состав нынешних сообществ принципиально отличается от того, что существовал лишь 500 лет назад.

Однако есть и хорошие новости. Исследователи пришли к выводу, что даже относительно небольшие охраняемые участки позволяют частично защитить местное разнообразие мелких млекопитающих. Ученые давно спорят, насколько большими должны быть охраняемые территории, чтобы компенсировать исчезновение видов в мире.

Многие предыдущие работы свидетельствовали о том, что более крупные заповедники лучше справляются с задачей сохранения биоразнообразия. Но это исследование показало, что даже небольшие территории могут внести вклад в сохранение природы.