Крупный мозг и длинный кишечник оказались эволюционными конкурентами — Naked Science
23 августа
ser007

Крупный мозг и длинный кишечник оказались эволюционными конкурентами

Американские биологи обнаружили, что сложное, универсальное пищеварение помогает выживать не хуже сложного, «умного» поведения.

birds0

Развитый мозг потребляет немало ресурсов, но именно он позволяет его обладателям быстро подстраиваться под изменчивые условия. Там, где другие вымирают, мозг помогает гибко адаптировать поведение, выживать и даже процветать. Однако некоторые виды животных как будто вовсе не нуждаются в нем.

Тревор Фристо (Trevor Fristoe) и Карлос Ботеро (Carlos Botero) из Университета Вашингтона в Сент-Луисе сравнили представителей более чем 2000 видов птиц, показав, что существует и не менее удачная альтернативная стратегия, а выбор ее связан с размерами тела. Об этом ученые пишут в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

Авторы обнаружили, что использовать сложные поведенческие механизмы чаще склонны сравнительно мелкие птицы, способные адаптировать поведение для поиска новых ресурсов. Количество серого вещества (тел нейронов) в их мозге в пересчете на массу тела больше, чем у крупных. С другой стороны, большой мозг — не единственный инструмент выживания, и многие прекрасно обходятся без него. Крупные птицы могут полагаться на длинный желудочно-кишечный тракт, способный переваривать и усваивать большее количество разной пищи и позволяющий приносить больше потомства.

Что любопытно, в суровых и требовательных условиях полярных широт промежуточные варианты практически исчезают, птицы с мозгом и кишечником средних размеров здесь уже не встречаются либо вынуждены полагаться на постоянные миграции. Постоянные же жители Арктики и Антарктики все уже далеко продвинулись по специализации в направлении усложнения поведения либо пищеварения.