09.12.2022
Александра Медведева

Люди не слишком точно определяют агрессию других людей и собак

4.7

Исследование немецких ученых показало, что люди с одинаковой точностью различают дружелюбные, нейтральные и агрессивные невербальные взаимодействия людей, собак и обезьян. Однако, вопреки гипотезе исследователей, собачью и человеческую агрессию мы определяем хуже всего — так как, вероятно, склонны думать о людях и их «лучших друзьях» лучше, чем они есть на самом деле.

© Flickr / Автор: Messiena Lucretius

Люди и животные постоянно интерпретируют различные сигналы, исходящие от сородичей и представителей других видов, чтобы оценивать их поведение и спрогнозировать, что произойдет дальше. Особенно важно оценивать агрессивность окружающих и опасность ситуации, так как эта способность может спасти жизнь.

Команда ученых из различных институтов Германии сравнила, насколько точно люди оценивают взаимодействия других людей, собак и обезьян. Особенное внимание они обратили на агрессию. Исследование опубликовано в журнале PLoS ONE.

Чтобы определить, насколько хорошо люди оценивают социальные ситуации, исследователи провели эксперимент, в котором приняли участие 92 человека. Им предложили просмотреть 27 видеоклипов, каждый из которых демонстрировал невербальное взаимодействие между парой детей, собак или макак. Участники были разделены на две группы: одна из них классифицировала взаимодействия как дружелюбные, нейтральные или агрессивные, а другая предсказывала исход каждой ситуации.

Исследование показало, что участники предсказывали точные результаты в 50–80% взаимодействий. Однако точность классификации и прогнозов зависела как от вида, так и от социального контекста взаимодействия. Вопреки гипотезам экспериментаторов участники оценивали взаимодействия собак и обезьян так же хорошо, как случаи общения детей. Кроме того, хуже всего они справились с определением агрессии у собак и других людей.

Это кажется странным, поскольку выявление агрессивной собаки или человека может помочь избежать травм или даже смерти. Однако эти оценки даются людям гораздо сложнее, чем предполагалось. По мнению авторов, это может быть связано с тем, что мы склонны предполагать, что другие люди и их «лучшие друзья» — собаки — имеют добрые намерения.

Результаты исследования подчеркивают тот факт, что социальные взаимодействия часто могут быть неоднозначными, и предполагают, что людям важнее правильно предсказать результат конкретной ситуации, чем определить ее эмоциональный контекст. В дальнейшем ученые планируют ответить на вопрос, как именно мы формируем свои оценки и можем ли улучшить эти навыки с помощью обучения.