17.12.2020

4.3

Ученые показали, что собаки, которых дрессируют при помощи агрессивных методов, демонстрируют более высокий уровень стресса, чем те, по отношению к которым применяют поощряющий способ. Это ведет к снижению благополучия животных.

Дрессировка собак с использованием наказаний ведет к ухудшению благополучия животных / ©getty images

Работа опубликована в журнале PLOS One. Собаководы, как известно, в один голос твердят, что «собак бить нельзя». Тем не менее агрессивные методы нередко используются в профессиональной дрессуре животных. При этом научных изысканий на этот счет, как утверждают авторы нового исследования из Университета Порту (Португалия), не проводили.

Этот недочет решили исправить ученые: они провели наблюдение за 92 собаками-компаньонами, которых обучали в различных школах дрессуры в Португалии. Школы использовали три метода дрессировки животных: основанные на наказании, на поощрении и смешанные (первые два способа в сочетании). Ученые снимали тренировки на видео и брали анализ слюны собак на содержание в ней гормона стресса — кортизола.

Выяснилось, что собаки, к которым применяли агрессивные и смешанные методы дрессуры, демонстрировали поведение, связанное со стрессом: приседание и визг. То же самое показал анализ на наличие кортизола в их слюне после тренировки. Его уровень оказался выше, чем у животных, которых воспитывали при помощи поощрительной методики. Кроме того, ученые провели так называемый тест на когнитивную предвзятость в незнакомом для собак месте, не там, где проходили их тренировки.

Результаты показали, что собаки, которых дрессировали при помощи наказания, более пессимистично реагировали на всевозможные неоднозначные ситуации (то есть склонялись к тому, что исход той или иной ситуации будет неудачным для них) по сравнению с животными, воспитание которых основывалось на смешанном подходе или поощрении.

Исследователи делают вывод, что метод дрессировки четвероногих питомцев при помощи системы наказаний может иметь печальный исход для них и ставит под угрозу будущее благополучие собаки, особенно если такие методы применяли слишком часто.