Главными участниками химических коммуникаций у кошек оказались бактерии — Naked Science

Главными участниками химических коммуникаций у кошек оказались бактерии

Индивидуальный запах кошки производит симбиотическая микрофлора, населяющая ее анальные железы.

©Seiji Mamiya

Манера домашних кошек разворачиваться «тылом», демонстрируя поднятый трубой хвост и все, что под ним, многим кажется неприятной. Однако кошки тем самым, напротив, демонстрируют приязнь, позволяя распространяться индивидуальному запаху — сложной комбинации летучих веществ, участвующих в химической коммуникации. Как и у большинства млекопитающих, этот пахучий коктейль производится в анальных железах, которые и предъявляются человеку довольно бесстыжим образом.

Однако сами кошки к нему, похоже, имеют мало отношения. Джонатан Эйсен (Jonathan Eisen) и его коллеги из Калифорнийского университета в Дейвисе обнаружили, что анальные железы домашних кошек могут служить пристанищем для многочисленных микроорганизмов, которые и синтезируют летучие вещества, ответственные за запах животного. Об этом они пишут в статье, опубликованной в журнале PLOS One.

Авторы исследовали микрофлору анальных желез самца бенгальской кошки. Анализ ДНК позволил установить видовой состав симбиотических бактерий, а масс-спектрометрия — химический состав летучих соединений, которые выделяют железы животного. Некоторые из них, такие как ароматические спирты, вовсе не могут синтезироваться животными клетками, требуя биохимических возможностей растения или бактерии.

Кроме того, важнейшие из обнаруженных бактерий выращивались в лаборатории, а ученые следили за летучими веществами, которые те выделяют «в пробирке». Из 67 органических соединений, ранее выделенных из пахучих желез кота, 51 было найдено и в этом случае. Похоже, запах действительно создается не столько кошкой, сколько ее бактериальными симбионтами. Впрочем, это далеко не уникальный случай: достаточно вспомнить, что химические сигналы, играющие важную роль в репродуктивном поведении мышей, также не могут производиться без бактерий-«союзников».