Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
4 октября
Анна Новиковская

Ученые выяснили, что рыбы не спасут коралловые рифы

3.5

Сегодня коралловые рифы деградируют по всему миру, и специалисты прилагают немало усилий, чтобы найти способ их спасти. Одной из самых популярных стратегий считается защита рифовых рыб, которые поедают вредные водоросли и сохраняют здоровье коралловых полипов. Однако теперь ученые сомневаются, что рыбы действительно смогут спасти кораллы.

Бурые водоросли покрывают кораллы на переднем плане, что приводит к их деградации / © phys.org

Деградация коралловых рифов, одной из «горячих точек» биоразнообразия на нашей планете, — актуальная экологическая проблема современности. И ученые по всему миру, от Франции до Австралии, ищут способы замедлить или остановить этот разрушительный процесс. Нередко причиной гибели кораллов выступают водоросли: они заполоняют риф, мешая кораллам нормально питаться, что приводит к гибели полипов.

Один из способов контроля за такими водорослями — присутствие на рифе водорослеядных рыб вроде рыб-попугаев. Поедая водоросли, они контролируют их численность и помогают кораллам восстанавливаться; казалось бы, защити рыб, и экосистема восстановится сама собой, без дополнительных усилий со стороны человека.

Однако теперь ученые сомневаются, что этот метод может оказаться эффективным: изучив данные за 11 лет наблюдений за 57 рифами вокруг острова Муреа во Французской Полинезии, исследователи обнаружили, что даже в присутствии многочисленных и разнообразных рыб-водорослеядов рифы продолжают деградировать.

Иными словами, призывы ввести мораторий на добычу рифовых рыб, чтобы спасти кораллы, не принесут ожидаемого экологического результата. Но оставят множество людей без источника пищи и доходов.

Вместо того чтобы возлагать все надежды на водорослеядных рыб, считают ученые, разумнее будет сочетать умеренное рыболовство на обширной территории (это исключит перевылов рыбы в одном месте) с поддержкой коралловых рифов на разных стадиях деградации, в том числе за счет расселения коралловых личинок и контроля распространения водорослей.

Люди возлагают немало надежд на рыб-попугаев, но даже в экологии не стоит класть все яйца в одну корзину / © wikipedia.org

В конце концов, рыбы — лишь часть коралловой экосистемы. И при сохранении других вредных факторов — повышающейся температуры Мирового океана, закисления воды, обилия органических отходов и распространения хищников, таких как морские звезды — деградацию рифа они не остановят.

Исследование опубликовано в журнале Nature Ecology & Evolution.