12.06.2023
Анна Новиковская
3 815

Гены управления мочой позволили лисам колонизировать Сахару

5.0

Международная группа исследователей обнаружила, что встречающиеся на севере Африки рыжие лисицы скрещивались со своими ближайшими родственниками, в результате чего заполучили гены, необходимые для выживания в пустыне.

Рыжие лисицы адаптируются даже к самым суровым условиям / © projectnoah.org / Автор: Александр Литвинов

В Сахаре, самой большой жаркой пустыне на нашей планете, обитает множество животных, адаптировавшихся к ее суровым условиям, и лисицы — одни из них. Песчаная лисица и фенек — исконные жители этих суровых мест, тогда как обитающая к югу от Сахары африканская лисица и рыжая, или обыкновенная, лисица (типичная и для России) встречаются там реже.

В процессе эволюции пустынные виды лисиц приобрели ряд полезных адаптаций, позволяющих им экономить жидкость: они испаряют мало воды с дыханием или с поверхности кожи, а их почки производят гораздо более концентрированную мочу. Тем не менее даже вроде бы лишенные таких генетических «уловок» рыжие лисицы все дальше проникают в засушливые регионы планеты. Теперь международная команда исследователей обнаружила, что для успешной колонизации этим животным пришлось «позаимствовать» полезные гены у своих пустынных родственников.

Объединив геномный и физиологический подходы, ученые из Дании, Марокко, Португалии, ЮАР и США секвенировали полные геномы 82 особей четырех видов лисиц, в разное время проникших на территорию Сахары. Им удалось выявить небольшую область генома, общую для песчаной лисицы и фенека, которая включала гены, отвечающие за концентрацию воды в моче «на выходе» из почек. Что самое любопытное, часть генов песчаной лисицы обнаружили в геноме ее ближайшей родственницы — рыжей лисицы, обитающей на окраинах Сахары.

Предположительно, рыжие лисицы получили полезные гены в процессе межвидового скрещивания с сестринским видом, песчаной лисицей, причем эта гибридизация произошла сравнительно недавно — не позднее 78 тысяч лет назад, после того как североафриканские рыжие лисицы отделились от своих евразийских сородичей. Наконец, сравнивая физиологические параметры крови и мочи у пустынных видов лисиц и популяций рыжих лисиц из Северной Африки и Евразии, авторы пришли к выводу, что фенек и песчаная лисица лучше сопротивляются обезвоживанию: это согласуется с признаками отбора в генах, которые играют роль в удержании воды в организме.

Согласно выводам исследования, опубликованного в журнале Nature Ecology & Evolution, эволюция всех видов лисиц, заселивших Сахару, идет схожим путем, но если у одних видов процесс адаптации — результат сложного и длительного отбора, то относительно недавно проникшие в Африку рыжие лисицы, как и положено сказочным хитрецам, воспользовались результатами чужого труда.