19.05.2022
Анна Новиковская

Загрязнение океанов угрожает выживанию калифорнийских кондоров

4.0

Калифорнийский кондор — один из самых редких видов хищных птиц. Кондоров на планете сейчас — всего несколько сотен особей. Теперь в список угрожающих этим гигантским птицам факторов добавился еще один: загрязнение океана. Оказывается, поедая мертвых морских животных, кондоры неминуемо будут накапливать в своих организмах вредные вещества.

Сегодня на Земле существует лишь около полутысячи этих величественных птиц / ©usatoday.com / Автор: Euclio Drusus

Калифорнийские кондоры (Gymnogyps californianus) едва полностью не вымерли в XX веке, и лишь благодаря начатой программе по их сохранению эти громадные падальщики с трехметровым размахом крыльев все еще парят на воздушных потоках над западным побережьем Северной Америки. Защитники природы постарались на славу: если в 1987 году, когда был пойман последний дикий кондор, их оставалось всего 27 птиц, то в декабре 2020-го общее количество содержащихся в неволе и живущих на свободе кондоров составляло уже 504 особи.

Тем не менее вид находится на грани вымирания: браконьерство, отравление сельскохозяйственными химикатами и разрушение среды обитания ставят под угрозу будущее калифорнийских кондоров. Теперь ученые доказали, что опасность поджидает этих птиц не только на суше, но и в океане: кормление на тушах морских животных может угрожать их здоровью.

Проведенное американскими учеными исследование, результаты которого опубликованы в журнале Environmental Science & Technology, показало, что туши морских млекопитающих, которые прибой выбрасывает на побережье Калифорнии, содержат более 400 видов загрязняющих веществ. Ученые сравнили концентрации потенциально опасных для кондоров веществ — ДДТ и полихлорированных бифенилов (ПХБ) — и выяснили, что в образцах, взятых на территории США, этих химикатов в 3,5-7 раз больше, чем в образцах туш, выброшенных на мексиканское побережье.

Относительное обилие галогенизированных органических загрязнителей (halogenated organic contaminants, HOCs) в тушах морских млекопитающих и образцах крови калифорнийских кондоров с территории США (CA) и Мексики (BC) / ©10.1021/acs.est.1c07302

К сожалению, кондоры уже начали потреблять загрязненные туши, о чем сообщил анализ крови птиц, живущих на побережье (coastal condor) либо далеко от океана (inland condor). У кондоров, регулярно питающихся останками дельфинов и тюленей, в крови выявили 32 вида загрязняющих веществ, а у питающихся сухопутными млекопитающими — только восемь. Не меньше различаются концентрации ДДТ и ПХБ между этими двумя популяциями — в семь и 40 раз соответственно.

Также исследователи обнаружили опасные соединения, ранее не встречавшиеся в образцах крови кондоров: трис(4–хлорофенил)метан (TCPM) и трис(4–хлорофенил)метанол (TCPMOH). Эти вещества связаны с ДДТ, но их токсичность все еще недостаточно изучена.

Наибольшую угрозу ДДТ может представлять для птенцов кондоров: под его воздействием скорлупа яиц истончается, и кондоры не могут высиживать свое потомство / ©birdwatchingdaily.com

Хотя ДДТ и подобные ему органические загрязнители запретили еще десятилетия назад, они обладают высокой химической устойчивостью и продолжают циркулировать в пищевых цепях, нанося серьезный вред всей экосистеме. Обнаружение их в тушах мертвых морских млекопитающих ставит под вопрос выгодность реинтродукции калифорнийских кондоров на побережье Калифорнии. Так что, возможно, следующую партию этих птиц, выведенных в неволе, выпустят на побережье Мексики, где они смогут кормиться трупами дельфинов с меньшим риском для здоровья.