13.08.2021
3 144

Бивень древнего мамонта помог реконструировать его биографию

5.2

Изотопы в годовых кольцах мамонтового бивня позволили составить карту его перемещений по Аляске — от рождения в долине реки Юкон до гибели спустя 28 лет, далеко на севере полуострова.

©James Havens

Большинство мамонтов погибли около 10 тысяч лет назад, когда закончилась последная ледниковая эпоха. Отдельные популяции просуществовали гораздо дольше, но и они исчезли четыре-пять тысяч лет назад. Однако мерзлота великолепно сохранила их ткани, позволяя извлекать и исследовать клетки, ДНК и даже надеяться на возможное восстановление вида. А недавно Мэтью Вулер (Matthew Wooller) из Аляскинского университета в Фэрбенксе и его коллеги проанализировали не только ДНК, но и изотопный состав 1,7-метрового бивня, найденного на севере США.

Бивень датирован возрастом около 17 тысяч лет, когда будущее вымирание еще никак не ощущалось, и принадлежал самцу, который совершал неспешные, но постоянные миграции по древней тундростепи. Судя по оценкам ученых, за 28 лет своей жизни (что легко устанавливается по «годовым кольцам» на бивне) мамонт прошел расстояние, примерно равное двум земным экваторам. Об этом они пишут в статье, опубликованной в журнале Science.

Окрашенный срез бивня, на котором четко видны «кольца» / ©JR Ancheta, University of Alaska Fairbanks

Бивень нарастает кольцами, и в его состав год за годом включались изотопы из растений, которые поедал мамонт. Так сохранилась подробная «летопись» его путешествий, которую шаг за шагом реконструировали биологи. Они провели более 340 тысяч отдельных замеров изотопов кислорода, а также стронция. «Изотопная карта» Аляски уже составлена на основе аналогичных исследований зубов грызунов. Поэтому ученые сопоставили данные, полученные из мамонтового бивня, с этой картой, и определили маршруты его миграций, причем с огромным разрешением — буквально по неделям.

На карте желтым показан ареал мамонта в молодости, красным и оранжевым — в зрелом возрасте. Серым обозначен район, где он провел две последние зимы. Белая фигурка мамонта соответствует месту обнаружения останков / ©Wooller et al., 2021

Мамонт перемещался почти по всей Аляске, хотя предпочтительные районы менялись в зависимости от возраста животного. Первые годы жизни он провел в бассейне реки Юкон и далеко не переходил. Между двумя и 16 годами он начал пастись на ограниченном пространстве, а затем его ареал еще раз резко увеличился. Ученые связывают это с тем, что сперва молодой мамонт передвигался вместе со стадом, а, достигнув взрослого возраста, стал жить самостоятельно.

В последние годы жизни область, на которой пасся мамонт, резко сократилась и свелась к сравнительно небольшой области на севере Аляски. Здесь он голодал (о чем говорят увеличенное содержание азота-15 и снижение поступающего из растений углерода-13) и в итоге погиб, оказавшись захороненным в мерзлоте вплоть до 2010 года, когда ученые выкопали останки.

Любопытно, что многие маршруты мамонта совпадают с современными тропами миграций местных карибу, северных оленей, а также стоянками первых жителей Аляски. Возможно, в будущем это облегчит поиск таких мест.