12.01.2022
8 925

Китайский автомат впервые обнаружил на Луне местную воду

5.6

До сих пор все сведения о наличии воды на спутнике Земли получали менее прямолинейными способами. Главное: данные с китайского «Чанъэ-5» показывают, что вода на Селене появилась не извне, а имеет совсем иной источник.

Аппарат, несущий «Чанъэ-5» к Луне в момент отделения от ракеты-носителя в представлении художника / ©Wikimedia Commons

Высадившийся в 2020 году на Луну китайский аппарат «Чанъэ-5» изучил окружающую его лунную поверхность. В том числе он попробовал определить наличие воды в местных породах. При этом, как оказалось, даже те из них, что происходят из недр спутника, содержат воду. До сих пор о происхождении этого соединения на Луне идут горячие споры среди ученых.

Современная Луна выглядит безводной: это хорошо согласуется с тем, что днем там плюс 130 градусов. Такая температура способствует испарению воды. Однако еще в 1960-х американские астронавты обнаружили на Селене породы и ряд эффектов, указывающих на наличие в ее реголите воды. Следы Н2О нашлись и в образцах лунных пород вулканического происхождения, то есть не связанных с поверхностным реголитом. Это противоречило имевшимся тогда гипотезам о происхождении и природе Луны, поэтому в NASA решили списать результаты на загрязнение земной водой из-за неплотно закрывавшихся контейнеров для сбора образцов.

Советская автоматическая миссия с посадочным аппаратом «Луна-24» забрала образцы лунного грунта и вернула их на Землю — и там тоже нашли следы воды. По сходным причинам — из-за несовместимости наличия воды на Луне с тогдашними гипотезами о ее природе — этот результат был проигнорирован наукой того времени.

Уже в XXI веке ряд наблюдений показали, что в районе полюсов спутника Земли, несомненно, есть лунный лед — причем как минимум 100 миллиардов тонн. Некоторые ученые попытались объяснить его кометами: мол, их падение принесло воду на исходно сухую Луну. Однако российские астрономы убедительно показали, что кометное происхождение этой воды исключено.

Кроме зон со следовым содержанием воды на земном спутнике есть и крупные массивы водного льда, например, в тени кратеров / ©smithsonianmag.com

Новые наблюдения «Чанъэ-5» вносят серьезный вклад в понимание ситуации. Дело в том, что приборы посадочного аппарата зарегистрировали спектральные следы воды не только в лунном реголите, но и в образце базальта — материала, поднятого из недр Луны во время извержений лавы. Если в реголите и вообще у поверхности спутника вода еще может быть кометного или иного внешнего происхождения, то лава из его глубоких слоев не может иметь воду такого происхождения.

Интересно, что в лунном реголите поверхностного происхождения «Чанъэ-5» обнаружил только 120 частиц воды на миллион, а в лунном базальте рядом — 180 частей на миллион. Иными словами, содержание воды внутри Селены может быть довольно значительным и выше, чем в норме на ее поверхности (хотя, разумеется, ниже, чем на Земле).

Как уже писал Naked Science, ряд научных групп из России и Израиля показали, что наиболее вероятное происхождение лунной воды — земное. В рамках таких гипотез Луна образовалась не после столкновения Земли и Тейи, а во время принципиально иных процессов.