Какие профессии востребованы сегодня?
26.03.2020
6 690

В прошлом даже Меркурий мог быть подходящим для жизни

5.7

Новая гипотеза происхождения обширных трещин на Меркурии связывает их с испарением летучих веществ — «кирпичиков» жизни.

©MESSENGER, NASA

Меркурий расположен к Солнцу ближе других планет, лишен атмосферы, раскаляется выше 400 °C и для жизни никак не подходит. Однако авторы новой статьи, опубликованной в журнале Scientific Reports, обнаружили, что в далеком прошлом и этот негостеприимный мир был достаточно комфортным и до сих пор сохранил следы простых органических веществ — «строительных блоков» живой материи.

Стоит вспомнить, что крупнейший ударный кратер на Меркурии — это Равнина Жары, которая достигает в поперечнике более 1500 километров и покрывает почти треть его поверхности. На противоположной стороне планеты он «отражается» регионом с особенно пересеченным ландшафтом со множеством крутых впадин и скал. По одной из версий, создавший Равнину Жары (Caloris) удар был так силен, что его сейсмические волны сошлись здесь, образовав эти хаотические нагромождения.

Однако авторы новой статьи, Алексис Родригес (Alexis Rodriguez) и его коллеги из Института планетарных наук (PSI), нашли ряд доводов против этой гипотезы, выдвигая новую. По их словам, растрескивание поверхности Меркурия могло стать следствием подъема из глубины легких молекул — воды, метана, азота, улетучивавшихся в космос во времена далекой молодости планеты.

Ученые проанализировали данные наблюдений, полученных миссией Messenger между 2011 и 2015 годами, показав, что хаотический ландшафт Меркурия сформировался всего лишь 1,8 миллиарда лет назад — на целых два миллиарда лет позже удара, образовавшего Равнину Жары. Кроме того, их расчеты свидетельствуют, что энергии столкновения было недостаточно для того, чтобы созданные им сейсмические волны могли вызвать такие существенные перестройки поверхности на обратной стороне планеты. Наконец, внимательное изучение меркурианской топографии обнаружило множество сходных хаотических структур, разбросанных повсеместно, — хотя и не столь крупных.

Хаотический ландшафт с обратной стороны Равнины Жары / ©NASA JPL

Это свидетельствует о глобальном характере процессов, которые их создали, — и Родригес с соавторами выдвигают подходящий вариант: не краткую катастрофу, а сравнительно постепенный, зато глобальный механизм, связанный с потерей Меркурием летучих веществ из верхних слоев коры — и ее проседанием. Испарение могло стимулироваться магмой, нагревавшей недра планеты, или же Солнцем, которое в первые эпохи своего существования постепенно разгоралось все ярче.

Тем не менее на некоторый промежуток времени не слишком глубоко под поверхностью Меркурия могли сформироваться весьма любопытные условия: богатство веществ — ключевых «кирпичиков живых организмов», включая воду; защита от солнечного ультрафиолета; изменчивые, но в целом стабильные условия среды — все это не позволяет полностью исключать и появления здесь жизни, пусть весьма осторожной, примитивной и долго не продержавшейся.

«Если выводы подтвердятся, — сказал из авторов работы Марк Сайкс (Mark Sykes), — то эти и аналогичные области, где коллапсировала кора Меркурия, станут важными кандидатами для места посадки будущих миссий, которые смогут исследовать происхождение коры планеты и ее возможный “жизненный потенциал”».