1 марта
3 511

В Китае обнаружили крупнейший ударный кратер моложе ста тысяч лет

5.6

Почти двухкилометровый кратер на северо-востоке КНР образовался при падении метеорита около 50 тысяч лет назад, когда там уже жили люди.

Ученые подтвердили сделанную еще в 2019 году находку — крупный ударный кратер, расположенный в уезде Илань провинции Хэйлунцзян на северо-востоке КНР. Датированный возрастом около 50 тысяч лет, он достигает 1,85 километра в диаметре — это делает кратер самым большим на Земле из тех, что появились за последние сто тысяч лет. Его детальное описание приводится в статье, опубликованной в журнале Meteoritics and Planetary Science; коротко о работе рассказывается в официальном блоге NASA Earth Observatory.

По сообщению NASA, местным жителям эта деталь ландшафта известна давно, они называют ее «круглыми горами». В самом деле, окружающий воронку вал сохранился почти целиком, придавая кратеру форму полумесяца с рогами, ориентированными на юго-запад. Ученые обратили внимание на объект в 2019 году и с помощью радиоуглеродного метода датировали его появление периодом между 46 тысячами и 53 тысячами лет назад.

Высота вала достигает 150 метров, и он четко различим на снимках американского спутника Landsat 8, которые проанализировали ученые. Кроме того, они пробурили центр кратера, получив образцы с уровня, расположенного ниже 100-метрового слоя осадочных пород. В этих кернах обнаружились геологические следы удара метеорита: переплавленный кварц, стекло и другие продукты краткого воздействия крайне высоких температуры и давления.

На Земле существует немало и намного более крупных кратеров, включая южноафриканский Вредефорт диаметром до 300 километров. Но Иланьский оказался самым крупным из тех, что моложе 100 тысяч лет, сместив с этой позиции кратер в Аризоне (50 тысяч лет и 1,2 километра). Теоретически падение астероида в Илани могли наблюдать древние люди и их соседи, которые к тому времени давно заселили территорию современного Китая.