10.03.2021
3 287

Ученые обнаружили отколовшийся от протопланеты метеорит, который старше Земли

5.2

Обломок породы нашли в пустыне Сахара в мае 2020 года, но результаты его исследования опубликованы только сейчас. Группа французских и японских ученых предполагает, что метеорит откололся от древней протопланеты и старше Земли.

Метеорит Эрг-Шеш 002 / ©www.sciencealert.com

Результаты работы можно найти в журнале PNAS. Остатки древнейших протопланет практически не изучают из-за нехватки образцов. Ученые из Парижского университета и Университета Лотарингии, а также Института планетологии и астрофизики (Франция) и Национального института полярных исследований (Япония) считают, что теперь у науки появился один из таких редчайших образцов.

Им оказался метеорит, обнаруженный в пустыне Сахара в мае прошлого года. Обломки породы общей массой 32 килограмма нашли в местечке Эрг-Шеш в юго-западной части Алжира. Стоит сказать, что они сразу привлекли внимание специалистов, поскольку было ясно, что образцы не относятся к наиболее часто встречающимся метеоритам — хондритам. Они характеризуются очень мелкими сферическими образованиями, состоящими по преимуществу из силикатов.

В изученном же метеорите (Эрг-Шеш 002) ничего похожего специалисты не обнаружили, зато выявили вкрапления кристаллов пироксена. В связи с этим ученые отнесли образец к ахондритам, которые состоят из магматических пород, или брекчий, возникших в результате ударных процессов. Предполагается, что такие метеориты сформировались в крупных телах, которые внутри себя разделились на ядро и кору.

Ахондритов в принципе находят очень немного, при этом подавляющее их большинство (около 95 процентов) относят к обломкам Луны и Марса. Кроме того, в таких телах обычно содержится базальт, а в найденном Эрг-Шеш 002 его нет — зато есть магматическая вулканическая порода, которую называют андезит. Таким образом, метеорит уже можно назвать одним из самых редких из когда-либо обнаруженных.

Но главное — его возраст, который удалось установить благодаря исследованию радиоактивных изотопов алюминия и магния. Выяснилось, что эти элементы кристаллизовались 4,565 миллиарда лет назад в составе родительского тела (оно само сформировалось 4,566 миллиарда лет назад). То есть метеорит появился раньше, чем наша планета, которой, как известно, 4,54 миллиарда лет. Ученые считают, что обнаружили самый древний из известных образцов магматической породы. И это, по их словам, проливает свет на то, как выглядела кора первых протопланет Солнечной системы.