Центр звездного скопления NGC 6397 оказался заполнен мелкими черными дырами — Naked Science

Центр звездного скопления NGC 6397 оказался заполнен мелкими черными дырами

4.9

В центре шарового скопления NGC 6397 астрономы обнаружили целое «кладбище» — множество небольших черных дыр, оставшихся после гибели массивных и древних звезд.

NGC 6397 на снимке телескопа Hubble
NGC 6397 на снимке телескопа Hubble / ©NASA, ESA, T. Brown, S. Casertano, J. Anderson (STScI)

Одно из самых близких к нам шаровых скоплений — NGC 6397 — находится всего в 7800 световых годах и включает порядка 400 тысяч звезд. NGC 6397 — одно из всего пары десятков скоплений Млечного Пути со сколлапсировавшим ядром: большинство его звезд плотно собраны в центре, на который приходится и львиная доля излучения. Скопление выделяется и возрастом, который оценивают в 13,4 миллиарда лет — немногим меньше, чем у самого Млечного Пути и всей Вселенной.

Недавно астрономы рассмотрели ядро NGC 6397 с помощью космических телескопов Hubble и Gaia и обнаружили, что оно полно не только звездами, но и черными дырами звездных масс. Об этом ученые пишут в новой статье, опубликованной в журнале Astronomy & Astrophysics. Коротко об их работе рассказывается в пресс-релизе NASA.

Проследив за движениями звезд в NGC 6397, Эдуардо Витраль (Eduardo Vitral) и Гэри Меймон (Gary Mamon) из Парижского института астрофизики (IAP) обнаружили присутствие невидимой дополнительной массы в плотном ядре скопления. Это заинтересовало астрономов, поскольку могло указывать на присутствие в центре черной дыры промежуточной массы (от сотен до сотен тысяч масс Солнца). Такие объекты считаются чем-то вроде долгожданного «промежуточного звена» между черными дырами звездной массы и сверхмассивными. Несмотря на все усилия, достоверно обнаружить их пока не удается.