27.10.2020
Денис Гордеев
4 114

Астрономы нашли самую далекую черную дыру в галактике редкого типа

Возможно, это открытие заставит ученых пересмотреть некоторые из общепринятых воззрений на процессы космической эволюции.

Лацертида
Это открытие может изменить взгляды астрономов / M. Weiss

Международная группа ученых определила новый объект, относящийся к группе редких космических объектов — лацертид, также известных как «объекты BL Ящерицы». Статья об этом опубликована в The Astrophysical Journal Letters.

Помимо всего прочего, это самый далекий из подобных объектов, находящихся «в пределах первых двух миллиардов лет возраста Вселенной». Этот факт, возможно, заставит астрономов пересмотреть некоторые из общепринятых воззрений на процессы космической эволюции.

Лацертиды — редкие сверхмощные источники электромагнитного излучения в галактических ядрах. Их характерные черты — непрерывный спектр во всех диапазонах и резкие перепады светимости в течение относительно коротких временных промежутков (иногда даже считаных часов).

По наиболее распространенной гипотезе, лацертиды представляют собой черные дыры. Считается, что они стали этапом развития других космических объектов — быстропеременных квазаров, которые имеют более сильные эмиссионные линии в оптическом спектре, чем лацертиды, и гораздо активнее в радиодиапазоне.

Принято считать, что быстропеременные квазары существуют в ядрах молодых галактик, в которых есть много межпланетных пыли и газа. Когда «запасы питания» для черной дыры истощаются, быстропеременный квазар эволюционирует до лацертиды.

Новая лацертида, получившая обозначение 4FGL J1219.0+3653, также является самым далеким и древним объектом подобного рода, а также наиболее удаленной от нас черной дырой из когда-либо обнаруженных астрономами. «Она существовала даже <…> когда Вселенной было менее двух миллиардов лет», — говорит одна из соавторов открытия Кристина Кабелло. Для сравнения: предыдущий рекордсмен по дальности среди лацертид находится в той области Вселенной, возраст которой около 2,5 миллиарда лет.

Здесь важен даже не рекорд как таковой, а то, что существование 4FGL J1219.0+3653 ставит под сомнение общепринятую гипотезу эволюции быстропеременных квазаров до лацертид. Согласно ей, в столь «ранней Вселенной» объектов с такими характеристиками, как у лацертид, быть не должно.

Открытие было сделано в ходе работы на Большом канарском телескопе — телескопе-рефлекторе с самым крупным зеркалом в мире на сегодня (эквивалентный диаметр 10,4 метра). «Эти результаты — яркий пример того, как сочетание большой площади сбора данных крупнейшего в мире оптико-инфракрасного телескопа, вместе с уникальными возможностями дополнительных инструментов, <…> обеспечивают прорывные результаты для улучшения нашего понимания Вселенной», — подытоживают ученые.

Ранее мы также сообщали, что ученые нашли планеты, которые могут подходить для возникновения жизни больше, чем Земля, и получили непосредственное изображение экзопланеты в 63 световых годах от нас