23.02.2023
Анна Новиковская
5 572

Астрономы обнаружили «запрещенную» планету в системе красного карлика

5.5

Международная команда астрономов обнаружила необычную звездную систему, в которой вокруг маломассивного красного карлика обращается газовый гигант размером с Юпитер.

Возможно, именно так выглядит звездная система TOI-5205 / ©Katherine Cain, Carnegie Institution for Science / Автор: Milonia Larcius

Меньшие и более холодные, чем Солнце, красные карлики — самые распространенные звезды в нашей галактике. Их свет довольно тусклый, но зато продолжительность жизни огромна — от десятков миллиардов до десятков триллионов лет.

Ученые уже находили экзопланеты в системах маломассивных красных карликов, но ни разу среди них не попадался газовый гигант: считалось, что особенности формирования этих звезд не подходят для образования массивных каменных ядер газовых планет, поэтому в таких системах могут обращаться только каменистые планеты, похожие на Марс или Венеру.

Однако открытие газового гиганта в системе красного карлика TOI-5205 разрушило устоявшиеся представления: планета TOI-5205b всего лишь вчетверо меньше звезды, вокруг которой она обращается, и если размеры Юпитера и Солнца можно сравнить с горошиной и грейпфрутом, то TOI-5205b и TOI-5205 — это горошина и небольшой лимон.

Размером TOI-5205b примерно с Юпитер, и когда она проходит мимо диска звезды, то блокирует почти семь процентов его света — намного больше, чем любая другая известная экзопланета во Вселенной. Ее существование не вписывается ни в какую модель образования газовых гигантов: это — «запрещенная» планета, которой не должно существовать, если исходить из нашего понимания эволюции звездных систем.

Размеры TOI-5205b и ее звезды в сравнении с Юпитером и Солнцем / ©Katherine Cain, Carnegie Institution for Science

В дальнейшем исследователи планируют продолжить изучение системы TOI-5205, надеясь понять особенности ее формирования, которые позволили образоваться газовому гиганту. Ведь так и существует наука: постоянно опровергая старые теории, ученые ищут новые данные, которые позволят откорректировать или даже полностью переписать картину мира.

Исследование опубликовано в журнале The Astronomical Journal.