19.03.2023
Анна Новиковская
2 606

Астрономы назвали еще одну причину, почему красные карлики не подходят для развития жизни

5.5

Красные карлики, более тусклые, чем наше Солнце, кажутся спокойными звездами, но астрономы предупреждают: эти звезды намного более «дикие» и непредсказуемые, а значит, меньше подходят для развития жизни на вращающихся вокруг них планетах.

«Характер» у самых спокойных красных карликов намного более буйный, чем у желтых / ©NRAO / S. Dagnello / Автор: Михаил Григорьев

Согревающее Землю Солнце относится к категории желтых карликов, поэтому более тусклые красные карлики, казалось бы, должны быть еще спокойнее и надежнее, чем наше светило. Однако астрономы, наблюдающие за ними в течение длительных периодов, считают иначе: периоды спокойствия у красных карликов сменяются яркими вспышками, потенциально способными выжечь всю жизнь на ближайших планетах.

Однако это еще не все «сюрпризы», которые скрывают красные карлики: изучив поведение 177 таких звезд с 2003 по 2020 год, международная команда исследователей из Франции, Швейцарии, Португалии и Чили пришла к выводу, что даже самые спокойные красные карлики намного более непредсказуемы, чем наше Солнце.

Все звезды изменчивы в той или иной степени: например, Солнце следует 11-летнему циклу, в течение которого количество солнечных пятен на поверхности нашей звезды увеличивается и уменьшается. Для того, чтобы на планетах вокруг звезды смогла возникнуть полноценная биосфера, требуются миллиарды лет, и именно поэтому астрономы интересуются долгосрочными наблюдениями за отдельными звездами, чтобы оценить их пригодность для поддержания жизни.

С помощью спектрографа изучив хромосферное излучение и проанализировав фотометрические характеристики красных карликов, ученые обнаружили, что изменчивость активности даже самых спокойных красных карликов намного выше солнечной, а длительность звездных циклов колеблется от нескольких лет до пары десятилетий и выше. Впрочем, даже одной мощной вспышки раз в миллион лет — как это, к примеру, случилось в 2017 году с Проксима Центавра, нашим ближайшим звездным соседом, — достаточно, чтобы исключить возможность существования жизни или даже жидкой воды на ближайших планетах.

Иными словами, заключают астрономы в исследовании, доступном на сервере препринтов arXiv, даже системы хорошо изученных красных карликов типа TRAPPIST-1, вокруг которого обращаются как минимум три планеты, находящиеся в зоне обитаемости, могут оказаться непригодными для жизни. Конечно, это не исключает возможности их колонизации, но все же маловероятно, что когда-либо земляне обнаружат планету у красного карлика, развитие жизни на которой зайдет дальше стадии одноклеточных существ.