13.02.2023
3 175

Астрономы получили изображение далекого квазара

4.8

Радиотелескопы EHT рассмотрели окрестности сверхмассивной черной дыры в центре галактики, находящейся в 7,5 миллиарда световых лет от нас.

Квазар: взгляд художника
Квазар: взгляд художника / ©M. Kornmesser, ESO / Автор: Plinia Abito

Глобальная сеть EHT включает радиотелескопы, работающие на разных континентах. Объединяя данные их наблюдений, ученые исследуют самые экстремальные объекты во Вселенной, такие как сверхмассивные черные дыры. Ранее коллаборация EHT представила изображения Стрельца A* — компактного радиоисточника в центре нашей Галактики, который представляет собой такую дыру, окруженную облаком горячей материи. Кроме того, EHT исследовал ядро галактики M87 в 55 миллионах световых лет от нас.

Теперь же EHT позволил рассмотреть куда более далекую цель — квазар NRAO 530. «Свет, который мы увидели, преодолел 7,5 миллиарда световых лет по расширяющейся Вселенной, но благодаря мощи EHT мы смогли увидеть детали на масштабе одного светового года», — говорят авторы работы. Результаты этих наблюдений представлены в статье Светланы Йорстад (Svetlana Jorstad) и ее коллег, опубликованной в журнале The Astrophysical Journal.

Изображения NRAO 530, визуализированные с помощью разных инструментов обработки и анализа данных / ©Jorstad et al., 2023

Квазар NRAO 530 — это активное галактическое ядро, включающее сверхмассивную черную дыру и диск падающего в него вещества, которое закручивается, ускоряется и раскаляется до огромных температур, излучая в разных диапазонах волн. Часть этой материи выбрасывается из полюсов квазара узкими потоками, в виде релятивистских джетов, которые разлетаются на скоростях, близких к световой. Такие компактные квазары с джетами, направленными в сторону наблюдателя, называют блазарами. Кроме того, для NRAO 530 характерны сильные колебания излучения в оптическом диапазоне, что позволяет отнести его и к сравнительно редкой группе оптически активных квазаров.

Новые наблюдения NRAO 530 радиотелескопами EHT провели еще в апреле 2017 года, и с тех пор шла обработка собранных данных. На полученных изображениях видно ядро квазара, ярко излучающее в миллиметровом диапазоне волн. Именно здесь зарождаются его джеты, уходящие на расстояние как минимум 1,7 светового года. Под влиянием магнитных полей они приобретают поляризацию, и астрономам удалось определить ее на разных участках джетов. Эти данные показали, что магнитное поле джетов отличается высокой упорядоченностью и имеет спиральную структуру.