Пара гигантских космических пузырей может «обстреливать» Землю космическими лучами — Naked Science
06.03.2019

Астрономы открыли далекую галактику с огромными, активно раздувающимися пузырями, наполненными газом. Эти самые пузыри выдувают в космос заряженные частицы в 100 раз мощнее самых высокоэнергетических частиц, которые ученым удалось наблюдать на Земле.

ngc3079galac1

При помощи данных космического телескопа «Хаббл» и рентгеновской обсерватории «Чандра» исследователи зарегистрировали вблизи центра галактики NGC 3079, расположенной в 67 миллионах световых лет от Земли, гигантские пузыри. Из-за исполинских размеров эти объекты также называют «суперпузырями». Согласно статье, опубликованной в журнале Astrophysical Journal, один из пузырей имеет 4900 световых лет в поперечнике, а другой — 3600 световых лет.

Суперпузыри образуются, когда мощные ударные взрывные волны выталкивают далеко в космос газ, выпущенный звездами, оставляя за собой полость в форме пузыря. Ученые еще не до конца понимают, как именно образуются эти массивные газовые полости.

Исследователи считают, что образование суперпузырей может быть побочным эффектом мощного ветра, исходящего от новорожденных звезд. Или же они могут быть продуктом сверхмассивных черных дыр, выбрасывающих невероятные объемы энергии при попадании в них вещества. Ученые отмечают, что в центре NGC 3079 находится черная дыра, расположенная прямо между двумя пузырями.

Как бы ни надувались эти пузыри, они представляют собой высокоэнергетические объекты — по крайней мере, так можно сказать об их краях. При столкновении внешних областей пузырей с окружающими их газами по космосу разносятся мощные взрывные волны. Заряженные частицы сталкиваются с магнитными полями в этих взрывных волнах и иногда на высоких скоростях вылетают в космос.

Таким образом, пузыри можно считать своеобразными ускорителями частиц, которые потенциально способны помочь частицам достигать энергии в 100 раз выше — по сравнению с той, что достигается на Большом адронном коллайдере в ЦЕРН. Эти высокоскоростные и высокоэнергетические частицы могут служить источником мощных космических лучей, постоянно попадающих на Землю.