09.09.2019
20 225

Отсутствие контакта с внеземными цивилизациями объяснили медленностью межзвездных путешествий

Новое объяснение парадокса Ферми связывает отсутствие следов других цивилизаций со сложностями перемещения от звезды к звезде и долгими ожиданиями подходящей траектории.

Млечный Путь может служить домом множества высокоразвитых цивилизаций разумных существ, они просто слишком редко посещают нас. Это один из выводов, к которым приходят авторы новой статьи, опубликованной в журнале The Astronomical Journal. Ее авторы предложили новое объяснение знаменитому парадоксу Ферми — отсутствию каких-либо свидетельств существования инопланетных цивилизаций за всю историю Вселенной.

Более чем за полвека дискуссий парадоксу предложено несколько возможных объяснений: от полной уникальности жизни на Земле и до «гипотезы зоопарка», согласно которой более развитые существа давно присматривают за нами, не вмешиваясь в ход естественного развития. В самом деле, астрономические данные скорее говорят о том, что вся наша Галактика полна мирами, так или иначе подходящими для жизни, хотя и не всегда похожими на наш.

Но если потенциально обитаемых миров достаточно, то в самом деле, где же их обитатели? В своей новой работе британско-американский астрофизик Калеб Шарф (Caleb Scharf) и его коллеги нашли собственное решение парадоксу Ферми, опираясь на оригинальную концепцию неторопливых межзвездных путешествий.

Дело в том, что звезды в Галактике находятся в постоянном и быстром движении, то сближаясь, то расходясь. Наше Солнце делает полный оборот вокруг ее центра примерно за 230 миллионов лет и несется на скорости больше 200 километров в секунду. Если уж развитая цивилизация действительно разумна, то она должна учитывать и использовать это движение для межзвездных путешествий.

Так же и наша земная космонавтика ориентируется на орбитальное движение планет и спутников. Аппараты к Марсу отправляются так, чтобы путь был как можно короче, а при путешествиях к дальним границам Солнечной системы нередко используется гравитация планет, мимо которых проходит траектория зонда. Аналогично могут действовать и галактические путешественники.

Опираясь на карту подходящих для обитания миров, они могут долго дожидаться сближения с одним из них, затем совершать перелет и осваивать очередную «землю», пока не придет время перебраться на новую. Оптимальные для жизни миры не исключительны, но достаточно редки, так что это галактическое движение развивается неторопливо на масштабах десятков миллионов лет. Такую гипотезу ученые называют «Эффектом авроры», в честь фантастического романа Кима Робинсона, герои которого совершают грандиозное межзвездное путешествие на «корабле поколений».

Авторы смоделировали такой процесс, с учетом существующих оценок числа подходящих для жизни миров, скоростей и так далее. Эти примерные расчеты показали, что Млечный Путь вполне может быть полон населенными планетами и спутниками, но при этом их цивилизации остаются для нас неизвестны и невидимы. В конце концов, в Галактике насчитывают порядка 100 миллиардов звезд и намного больше планет, из которых на сегодня открыты лишь около четырёх тысяч.

Калеб Шарф и его соавторы рассуждают даже о том, что посещение Земли уже могло состояться когда-то в далеком прошлом. Если от этого события нас отделяют десятки миллионов лет, а визит был кратковременным, никаких его следов могло и не сохраниться. Возможно, что они лишь заглянули в нашу систему, отчего-то решив не задерживаться здесь.