Океан жидкости может сохраняться под поверхностью Плутона до сих пор — Naked Science
21 мая

Океан жидкости может сохраняться под поверхностью Плутона до сих пор

Японские геофизики показали, что изолирующий слой газогидратов может сохранять теплый жидкий океан под ледяной поверхностью холодного Плутона.

pluto0

Летом 2015 года космический зонд New Horizons впервые сблизился с Плутоном и прислал первые детальные снимки поверхности карликовой планеты и ее спутников. Пожалуй, самой заметной и интригующей деталью топографии Плутона оказалась равнина Спутника — светлая, вытянутая и плоская ледяная низина в районе экватора диаметром почти 1500 километров. Уже тогда работающие с New Horizons ученые высказали предположение, что подобные ровные области могут свидетельствовать о присутствии на Плутоне скрытого подо льдом жидкого океана. С другой стороны, с учетом древнего возраста и скромных размеров карликовой планеты такой океан должен был замерзнуть уже очень и очень давно.

В новой статье, опубликованной в журнале Nature Geoscience, японские ученые демонстрируют механизм, благодаря которому Плутон может сохранять подледный океан до сих пор. Суничи Камата (Shunichi Kamata) и его коллеги предположили, что под поверхностью равнины Спутника имеется изолирующий слой газовых гидратов (клатратов), образовавшихся из смеси замерзшей жидкости (здесь — в основном воды) и газов (в основном метана). Они плохо проводят тепло и теоретически могли бы обеспечить достаточную изоляцию для сохранения жидкости в более глубоких слоях.

Предложенная японскими геологами схема внутреннего строения Плутона. Тонкий слой клатратов разделяет ледяную поверхность и жидкий внутренний океан / ©Kamata et al., 2019

Для проверки этой гипотезы ученые провели компьютерное моделирование эволюции Плутона начиная еще с формирования Солнечной системы — как с изолирующим слоем клатратов, так и без него. Расчеты показали, что без сохраняющих тепло газогидратов жидкий океан под поверхностью должен полностью замерзнуть за какой-то миллион лет. С другой стороны, при наличии изолирующего слоя этот процесс растягивается на миллиард лет и более. Теоретически подповерхностный океан может сохраняться на Плутоне до сих пор.