Эксперты о квантовых компьютерах
24 сентября

На далекой экзопланете обнаружили облака

4.8

Международная группа астрономов не только нашла облака на экзопланете, но и измерила их параметры с беспрецедентной точностью.

Сравнение планет Солнечной системы с WASP-127b / ©www.eurekalert.org

Работу представили на Европейском научном конгрессе (EPSC) 2021 в конце сентября. Речь идет о планете WASP-127b, расположенной в 525 световых годах от Земли и представляющей собой горячий Сатурн. Это огромная планета размером с шестую от нашего Солнца, но вращающаяся очень близко к своей звезде.

Ученым из университетов Монреаля (Канада) и Женевы (Швейцария) удалось выявить верхнюю структуру атмосферы WASP-127b. Это открывает путь для исследований многих других далеких миров. Чтобы увидеть облака планеты, ученые наблюдали за тем, как она пролетает мимо своей звезды. Так удалось узнать, как сквозь атмосферу проходит солнечный свет, ведь он изменяется ее химическими составляющими.

Объединив данные, полученные с космического телескопа «Хаббл» и спектрографа ESPRESSO из Европейской южной обсерватории в Чили, исследователи смогли изучить различные части атмосферы WASP-127b. В результате ученые увидели то, что не ожидали: они выявили присутствие такого вещества, как натрий, на более низких высотах, чем предполагалось.

А еще инфракрасный диапазон показал сильные сигналы водяного пара, а видимый — нет. «Это означает, что водяной пар на более низких уровнях экранируется облаками, непрозрачными в видимом диапазоне длин волн, но прозрачными в инфракрасном», — заявил главный исследователь Ромен Алларт.

Схема оборота экзопланеты вокруг звезды / ©meetingorganizer.copernicus.org

Состав облаков пока не известен, хотя ученые уже сейчас понимают, что они не состоят из капель воды, как на Земле. Но с облаками на планете, похоже, перебоев нет. Полный оборот вокруг звезды WASP-127b совершает за четыре дня и получает в 600 раз больше энергии, чем Земля. А температура ее доходит до 1100 градусов по Цельсию.

Неудивительно, что это раздувает радиус планеты в 1,3 раза больше, чем у Юпитера (хотя в реальности она намного меньше), делая WASP-127b одной из наименее плотных и «пушистых» экзопланет из когда-либо обнаруженных и идеальным кандидатом для дальнейшего изучения атмосферы таких объектов.