Не упустите важные новости – подпишитесь на наш Telegram
12 сентября
14 733

Изменение орбиты Юпитера сделает Землю еще более подходящей для жизни

5.4

Моделирование показало, что небольшое увеличение эксцентриситета орбиты Юпитера могло бы улучшить климат на Земле и сделать многие регионы нашей планеты более комфортабельными для жизни.

©NASA, JPL-Caltech

До сих пор нам известна лишь одна обитаемая планета, наша собственная Земля. Неудивительно, что в поисках других миров, подходящих для жизни, ученые ориентируются именно на нее. Хотя некоторые работы показывают, что Земля может быть далеко не идеальным вариантом, а некоторые «сверхобитаемые» планеты предоставляют еще более комфортные условия. Более удобной для жизни могла бы стать и сама Земля – для этого достаточно чуть изменить орбиту Юпитера. К такому выводу пришли авторы новой статьи, опубликованной в The Astronomical Journal.

В поисках потенциально обитаемых миров астрономы ориентируются на целый ряд характеристик далекой планеты. Это, прежде всего, расстояние до ее материнской звезды: оно должно быть таким, чтобы планета не слишком разогревалась, но и не замерзала полностью, а на поверхности могла сохраняться жидкая вода. Второй критерий – размеры и масса планеты, которые не должны быть намного больше земных. Пока что мы не представляем, чтобы жизнь могла появиться на газовом гиганте наподобие Сатурна или Юпитера.

Можно привлекать и другие критерии, которые считаются важными для развития жизни на Земле – например, наличие крупного спутника, который стабилизирует вращение планеты вокруг своей оси, вызывает приливы и отливы. Иногда к этому списку добавляется и Юпитер, который весит в разы больше всех остальных планет Солнечной системы, вместе взятых, и оказывает большое влияние на их орбиты. Предполагается, что двигайся Юпитер лишь немногим иначе, и жизнь на Земле могла б и не появиться вовсе.

Это влияние оценили Пэм Вервурт (Pam Vervoort) и ее коллеги из Калифорнийского университета в Риверсайде. Моделируя систему гравитационно связанных тел, астрономы проследили за движением Земли в условиях, если бы орбита Юпитера проходила ближе к ней – и к Солнцу. Расчеты продемонстрировали, что такая ситуация не слишком благоприятна для жизни, поскольку приводит к увеличению наклона оси вращения Земли. Сегодня он обеспечивает чередование времен года, но более сильное отклонение способно приводить к чересчур экстремальным перепадам температуры.

С другой стороны, небольшое изменение эксцентриситета орбиты самого Юпитера – без изменения ее радиуса – могло бы пойти только на пользу. В реальности орбита газового гиганта почти строго круговая, но если ее чуть вытянуть, то слегка вытянулась бы и орбита Земли. Моделирование, проведенное Пэм Вервурт и ее соавторами, показало, что такие изменения могли бы сделать климат многих регионов нашей планеты более мягким и подходящим для жизни, чем сейчас.

«Многие убеждены, что Земля – это вершина обитаемости планет, и что любое изменение орбиты массивного Юпитера лишь ухудшит ее положение, – говорит Пэм Вервурт. – Мы показали, что оба эти допущения неверны». Конечно, вряд ли когда-нибудь эти выводы заставят человечество заняться орбитальной «перестройкой» Солнечной системы. Но они позволят более точно оценивать потенциальную обитаемость планет возле других далеких звезд.