Астрономы обнаружили необычный повторяющийся радиосигнал из другой галактики — Naked Science
11 января

Астрономы обнаружили необычный повторяющийся радиосигнал из другой галактики

Точная природа и происхождение вспышек радиоволн пока неизвестна, однако среди 13 сигналов был зафиксирован один повторяющийся, который имеет весьма необычную природу и исходит из одного источника.

dims

Астрономы зарегистрировали несколько таинственных сигналов, известных как быстрые радиовсплески (fast radio bursts, FRB), которые представляют собой мгновенные вспышки, длящиеся миллисекунды. Зафиксированные всплески исходили из далекой галактики на расстоянии около 1,5 миллиардов световых лет. Ранее такое явление наблюдалось лишь однажды и было зарегистрировано другим телескопом.

«Повторение этих сигналов говорит о том, что там может быть что-то интересное. Благодаря большему количеству ретрансляторов и источникам, доступным для изучения, мы можем разгадать эти космические загадки – откуда они появились и что их вызывает», – говорит Ингрид Стейрс (Ingrid Stairs), астрофизик из Университета Британской Колумбии (UBC). Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Большинство таких всплесков появляются лишь один раз, длятся в течение нескольких миллисекунд и больше никогда не видны, поэтому астрономы годами ломали голову над тем, что их вызывает.

Обсерватория CHIME, которая и зафиксировала необычные FRB, располагается в долине Оканаган Британской Колумбии. CHIME состоит из четырех полуцилиндрических антенн длиной 100 метров, которые ежедневно сканируют все северное небо. Телескоп начал работать только в прошлом году, и почти сразу обнаружил эти 13 радиовспышек, включая ретранслятор. Команда CHIME также увидела странное сходство между двумя известными повторяющимися очередями: большинство FRB – просто резкий всплеск, похожий на одну ноту, играемую на трубе, однако некоторые из отдельных всплесков в обоих ретрансляторах составляли некую серию, снижаясь по частоте.

Астрономы выдвигают несколько версий о происхождении FRB. Их источником называют быстро вращающуюся нейтронную звезду с мощным магнитным полем, а возможно, и две сливающихся нейтронных звезды. Другие ученые считают, что сигналы могут исходить из черной дыры, так как в одном всплеске находится в 25 миллионов раз больше энергии, чем в Солнце. В какой-то момент астрономы даже подумали, что FRB могут быть сигналами от разумных пришельцев. Но неясно, исходят ли повторяющиеся и одиночные сигналы из одного и того же источника.

Первые подобные всплески ученые зарегистрировали еще 12 лет назад: в 2007 году астрономам удалось зафиксировать 52 источника этих сигналов. Первый повторяющийся сигнал обнаружили совсем недавно, в 2016 году, на расстоянии шести миллиардов световых лет. По мнению исследователей, каждый день на Землю может поступать до пяти тысяч FRB-сигналов. Однако проблема в том, что их нелегко обнаружить, так как неизвестно заранее, когда и откуда их можно ожидать. Эти радиовсплески представляют интерес для ученых, так как с их помощью они могут лучше изучить природу Вселенной.