Астрономы выяснили состав атмосферы на далеком «горячем нептуне» - Naked ScienceNaked Science
3 июля
ser007

Астрономы выяснили состав атмосферы на далеком «горячем нептуне»

Огромная атмосфера «горячего нептуна» GJ3470b оказалась чистой смесью водорода и гелия.

hotneptune-feature

Экзопланета Gliese 3470 b (GJ3470b) больше Земли в 4,3 раза и в 13 раз массивнее. И если земная атмосфера составляет десятитысячные доли процента от общей массы планеты, то большая атмосфера GJ3470b содержит, по разным оценкам, 5-20% ее массы. Ее можно отнести к «горячим нептунам»: в Солнечной системе подобных планет нет, однако у других звезд они встречаются постоянно.

Из-за того что изучить аналогичный объект вблизи невозможно, многие детали строения и химии подобных планет остаются неизвестны. Лишь недавно, используя космические телескопы Hubble и Spitzer, американские астрономы смогли получить спектральные данные о составе атмосферы GJ3470b. Об этом сообщает пресс-релиз Лаборатории реактивного движения NASA.

Бьорн Беннеке (Björn Benneke) и его коллеги регистрировали изменения в спектре самой звезды Gliese 3470: линии, возникающие при транзитах (прохождении планеты на фоне звезды) и вторичных затмениях — периодах, во время которых планета остается полностью закрыта звездой. В общей сложности были прослежены 12 транзитов и 20 затмений.

Спектр показал, что атмосфера GJ3470b практически не содержит тяжелых элементов, включая обычные у нас углерод и кислород. Вместо них ее окутывает оболочка, практически полностью состоящая из водорода и гелия и напоминающая состав Солнца. Ученые связывают это с местом рождения GJ3470b, которая находится чрезвычайно близко к своей звезде.

«Горячий нептун» GJ3470b может быть недоразвившимся «горячим юпитером», который вобрал легкие элементы из внутренних областей протопланетного диска газа и пыли / ©NASA, ESA, L. Hustak (STScI)

Зародыши во внутренних областях протопланетного диска нередко собирают легкие водород и гелий, превращаясь в газовые гиганты, горячие юпитеры. Однако авторы считают, что в данном случае газ и пыль, окружавшие звезду, рассеялись или исчерпались раньше, чем молодая GJ3470b набрала достаточно массы.