21.02.2020
29 503

Астрономы обнаружили гигантскую планету, вращающуюся на крайне малом расстоянии от своей звезды

4.6

Ученые нашли планету, которая совершает один оборот вокруг своего светила всего за 18 часов.

Изображение горячего юпитера в представлении художника
Изображение горячего юпитера в представлении художника / ©University of Warwick/Mark Garlick

Планетологи из Великобритании сообщили об обнаружении чрезвычайно крупной планеты, которая вращается на предельно малом удалении от звезды, — расположенной в созвездии Зайца NGTS-10. Результаты исследования опубликованы в Monthly Notices of Royal Astronomical Society, русскоязычный обзор предоставил ТАСС.

По словам профессора Уорикского университета Джеймса Маккормака (James McCormac), в теории такие планеты найти очень легко, поскольку они чаще других проходят по диску светила. Однако на практике расположенные на столь близком удалении от звезды горячие юпитеры встречаются крайне редко — основная масса таких планет находится дальше от своих светил.

Более того, на сегодня это ближайший к звезде горячий юпитер из всех известных науке. Его расстояние до NGTS-10 составляет 2,5 миллиона километров, из-за чего планета совершает один оборот вокруг звезды всего лишь за 18 часов.

По мнению астрономов, имеет место постепенное сближение планеты со своей звездой, так что в будущем «год» на ней станет еще короче. Согласно оценкам, горячий юпитер будет существовать еще 38 миллионов лет, после чего упадет в верхние слои атмосферы светила. Сама звезда NGTS-10 представляет собой желтого карлика, возраст которого составляет десять миллиардов лет. Наше светило, напомним, тоже относится к этому классу небольших звезд главной последовательности.

Новое открытие важно для науки еще и потому, что изучение сближения таких планет со звездами может позволить лучше понять, как именно устроены горячие юпитеры. А также ответить на вопрос об их происхождении и о том, как именно эти планеты оказались на столь близком расстоянии от звезд.

Напомним, горячими юпитерами называют планеты, которые, как правило, находятся на расстоянии примерно 0,05 астрономической единицы от звезды — то есть крайне близко. В Солнечной системе таких объектов нет.

Ранее другая команда специалистов выяснила, что огромные температуры приводят к тому, что на дневной стороне экзопланеты Kelt-9b атомы водорода распадаются, а оказавшись на ночной — соединяются вновь.

А еще раньше при помощи телескопа Hubble ученые рассмотрели горячий юпитер WASP-121b, который раскален столь сильно, что происходит улетучивание из его атмосферы в космос тяжелых элементов. Исследователи полагают, что WASP-121b позволяет изучить процесс потери первичной атмосферы — важный этап в эволюции планет.