Астрономы обнаружили гигантскую планету, вращающуюся на крайне малом расстоянии от своей звезды — Naked Science

Ученые нашли планету, которая совершает один оборот вокруг своего светила всего за 18 часов.

Изображение горячего юпитера в представлении художника
Изображение горячего юпитера в представлении художника / ©University of Warwick/Mark Garlick

Планетологи из Великобритании сообщили об обнаружении чрезвычайно крупной планеты, которая вращается на предельно малом удалении от звезды, — расположенной в созвездии Зайца NGTS-10. Результаты исследования опубликованы в Monthly Notices of Royal Astronomical Society, русскоязычный обзор предоставил ТАСС.

По словам профессора Уорикского университета Джеймса Маккормака (James McCormac), в теории такие планеты найти очень легко, поскольку они чаще других проходят по диску светила. Однако на практике расположенные на столь близком удалении от звезды горячие юпитеры встречаются крайне редко — основная масса таких планет находится дальше от своих светил.

Более того, на сегодня это ближайший к звезде горячий юпитер из всех известных науке. Его расстояние до NGTS-10 составляет 2,5 миллиона километров, из-за чего планета совершает один оборот вокруг звезды всего лишь за 18 часов.

По мнению астрономов, имеет место постепенное сближение планеты со своей звездой, так что в будущем «год» на ней станет еще короче. Согласно оценкам, горячий юпитер будет существовать еще 38 миллионов лет, после чего упадет в верхние слои атмосферы светила. Сама звезда NGTS-10 представляет собой желтого карлика, возраст которого составляет десять миллиардов лет. Наше светило, напомним, тоже относится к этому классу небольших звезд главной последовательности.

Новое открытие важно для науки еще и потому, что изучение сближения таких планет со звездами может позволить лучше понять, как именно устроены горячие юпитеры. А также ответить на вопрос об их происхождении и о том, как именно эти планеты оказались на столь близком расстоянии от звезд.

Напомним, горячими юпитерами называют планеты, которые, как правило, находятся на расстоянии примерно 0,05 астрономической единицы от звезды — то есть крайне близко. В Солнечной системе таких объектов нет.

Ранее другая команда специалистов выяснила, что огромные температуры приводят к тому, что на дневной стороне экзопланеты Kelt-9b атомы водорода распадаются, а оказавшись на ночной — соединяются вновь.

А еще раньше при помощи телескопа Hubble ученые рассмотрели горячий юпитер WASP-121b, который раскален столь сильно, что происходит улетучивание из его атмосферы в космос тяжелых элементов. Исследователи полагают, что WASP-121b позволяет изучить процесс потери первичной атмосферы — важный этап в эволюции планет.

Ученые ЮФУ исследовали вспышки светимости молодых протозвезд, которые, по некоторым данным, случались и на ранних стадиях формирования Солнца. Показано, что структура и кинематика протопланетных дисков для каждого механизма вспышки имеют свои особенности.