Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В США нашли древнейшие следы наземного транспорта
На территории американского национального парка Уайт-Сандс ученые обнаружили борозды, которые пересекались с отпечатками ног людей, возрастом около 22 тысяч лет. Предположительно, борозды могли оставить древние волокуши — примитивные транспортные устройства для перевозки грузов. Это открытие, скорее всего, станет древнейшим свидетельством использования наземного транспорта в истории человечества.
Тысячи лет назад на территории современного парка Уайт-Сандс в штате Нью-Мексико находилось дно древнего озера Отеро. После его высыхания остались гипсовые отложения, сохранившие следы животных и людей, которые жили ближе к концу последнего ледникового периода (закончился около 12 тысяч лет назад).
Одной из загадок археологии долгое время оставались транспортные технологии древних людей, населявших Северную Америку. Исторические и этнографические данные указывали, что многие коренные народы использовали волокуши — простые конструкции из длинных жердей, соединенные между собой деревянной поперечиной. Они предназначались для перевозки грузов, а тянули их люди или животные. Однако дерево быстро разрушается, и прямых доказательств их применения в глубокой древности до сих пор не находили.
В 2019 году команда британских исследователей под руководством Мэтью Беннетта (Matthew Bennett) из Борнмутского университета нашла на территории парка длинные узкие следы, напоминающие борозды, оставленные примитивными конструкциями. Причем рядом были отпечатки ног людей.
Беннетт и его коллеги провели серию раскопок. На некоторых участках обнаружили одиночные линии — вероятно, от треугольных конструкций, которые тянули одной рукой. В других местах видны параллельные друг другу борозды: возможно, древние изобретатели скрестили жерди в форме X для устойчивости. В обоих случаях следы пересекались с отпечатками босых ног, оставленными теми, кто тащил груз.
Сравнив эти борозды с экспериментальными реконструкциями, исследователи пришли к выводу, что их оставили волокуши — первые «грузовики» каменного века.
Интересно, что рядом с основными дорожками часто идут параллельные цепочки маленьких следов. Ученые предположили, что они принадлежали детям, которые помогали взрослым переносить грузы или шли рядом для страховки. В отличие от более поздних культур, жители Уайт-Сэндс не использовали животных — все волокуши двигали исключительно мускульной силой (рядом не нашли следов животных).

Датировка отложений методом оптического стимулирования люминесценции (ОСЛ-датирование) подтвердила возраст следов — 21-23 тысячи лет. Если это действительно так, найденные борозды станут древнейшим свидетельством использования транспорта — на тысячи лет раньше, чем считалось. Это меняет представления о миграциях и быте людей ледникового периода: они не просто носили грузы на себе, но и создавали технологии для их перевозки.
Открытие команды Беннетта бросает вызов традиционной теории заселения Северной и Южной Америки. Ранее считалось, что люди проникли на континент лишь около 16 000 лет назад, когда началось таяние ледникового щита на Аляске. Однако находки в Уайт-Сэндс и другие недавние открытия (например, стоянка в Мексике возрастом 33 000 лет) рисуют иную картину: первые мигранты, скорее всего, прибыли гораздо раньше.

Отметим, что наши далекие предки использовали транспорт уже в доисторические времена. Считается, что первые примитивные средства передвижения — плоты, лодки — появились, когда люди начали пересекать реки и озера.
Особенно важной вехой стало изобретение колеса, открывшее новую эру в развитии транспорта. Последние археологические данные свидетельствуют, что колесо придумали жители Карпатских гор примерно шесть тысяч лет назад.
Научная работа опубликована в журнале Quaternary Science Advances.
Насколько счастливым нужно быть человеку, чтобы это начало благоприятно сказываться на продолжительности жизни? Ученые определили минимальный уровень субъективного ощущения благополучия, или счастья, преодолев который, оно становится фактором, позитивно влияющим на здоровье населения страны.
У астрономов появилось возможное объяснение феномену, который обнаружили несколько лет назад: у некоторых карликовых планет и даже астероидов есть кольца, как у газовых гигантов. Ученые предположили, что кольца малых тел формируются благодаря их неправильной форме и, как следствие, неравномерно распределенной гравитации.
Новую миссию к Урану, по нынешним планам, нужно запустить в начале 2030-х годов, но зонд к тому времени вряд ли успеют построить и подготовить. Это может оказаться даже к лучшему: ученые обдумывают вариант использования для полета к ледяному гиганту новейшей космической системы Starship, которая сейчас проходит испытания. Она могла бы добраться до Урана на несколько лет быстрее, чем предполагается по классической схеме.
В густой оранжевой дымке Титана, где температура опускается до минус 180 градусов Цельсия, происходят невозможные по земным меркам химические реакции: молекула циановодорода (HCN), рожденная в атмосфере из азота, метана и этана, могла сформировать кристаллы, объединяющие вещества противоположной природы.
Первый официальный документ, описывающий принцип действий в случае возможного контакта с внеземной цивилизацией, был принят Международной академией астронавтики (IAA) в 1989 году. С тех пор декларацию неоднократно пересматривали, а ее обновленную версию, адаптированную под реалии XXI века, ученые разработали совместно с участниками проекта по поиску инопланетян SETI.
Число несущих их клеток не просто увеличивается, механизм отбора связан с эволюционным преимуществом половых клеток. Узнать об этом помог улучшенный метод секвенирования ДНК.
Согласно новой гипотезе, сознание возникает не только из-за активности нейронов, но и благодаря физическим процессам — электромагнитным полям от движения жидкости в мозге. Эта модель, как и ее предшественники, пока носит теоретический характер, но предлагает нестандартный взгляд на проблему синхронизации работы разных отделов мозга.
Археологи Института истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН), при поддержке фонда «История отечества» в ходе раскопок обнаружили на всемирно известной стоянке каменного века Костенки-17 в Воронежской области редчайшие украшения из зубов песца и окаменелой раковины, а также уникальный для этого времени нуклеус из бивня мамонта для снятия заготовок.
Экспедиционное судно «Эндьюранс» более века называли самым прочным деревянным судном, когда-либо построенным человеком. Но находка, сделанная на дне моря, и изучение старых писем раскрыли неприятную правду. Легендарный «Эндьюранс» Шеклтона вовсе не был непобедимым левиафаном. Напротив, он имел фатальные недостатки, а капитан знал об этом еще до того, как ушел в роковое плавание к берегам Антарктиды.

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии