18 мая
3 484

Найдены свидетельства подсечно-огневого земледелия в мезолите

5.2

Ученые из Германии пришли к выводу, что люди могли контролировать лесные пожары уже 9,5 тысячи лет назад.

Ярнефельт Э. Н. «Пожог (Спину гнущие для денег)» / ©Википедия

Подсечно-огневое земледелие — одна из самых примитивных и древних систем ведения сельского хозяйства. Суть его проста: чтобы расчистить для пахотных земель лесной участок, деревья сначала рубят или подсекают, подрезая кору, чтобы они высохли, а через год — сжигают. Посев семян при этом производят прямо в золу, которая, как известно, служит хорошим удобрением.

Этот тип земледелия был распространен в зоне широколиственных лесов Европы и Азии начиная с неолита, а в некоторых районах сохранялся вплоть до середины XIX века. У некоторых африканских племен такой метод остается популярным до сих пор. Ученые спорят, когда появились первые свидетельства использования человеком огня не только для того, чтобы согреться или приготовить пищу, но и чтобы формировать под себя окружающую среду.

Ученые из Тюбингенского университета (Германия) пришли к выводу, что метод подсечно-огневого земледелия мог появиться уже в мезолите (эпохе, которая предшествовала неолиту и следовала после палеолита). Свои выводы они представили в Journal of Quaternary Science.

Исследователи изучали запись геологических голоценовых отложений из водно-болотных угодий долины Аммер на юго-западе Германии, которая включала пыльцу, уголь и частицы растений тех времен. Эта местность находится неподалеку от ранних и поздних мезолитических стоянок Роттенбург-Зибенлинден в районе Тюбингена в Германии, где в большом количестве находят мезолитические орудия труда.

Частицы древесного угля, которые анализировали ученые / ©onlinelibrary.wiley.com

Проанализировав биологические отложения долины Аммер, ученые пришли к выводу, что между 10,1 и 9,8 тысячами лет назад в открытой и богатой влагой и растениями долине преобладали естественные пожары. По мнению исследователей, это создавало благоприятные условия для того, чтобы там селились люди. Все потому, что пожары в долгосрочной перспективе способствовали распространению таких растений, как лесной орех, дикая яблоня, ежевика, бузина (привлекательны для употребления в пищу не только для людей, но и травоядных животных), крапива и камыш (человек мог использовать их, например, для плетения корзин и сетей).

Пожары «прореживали» лесные чащи и способствовали произрастанию на опушке вышеперечисленных растений, которые обычно составляют подлесок. Вероятно, наблюдая за тем, как хорошо растут полезные травы и кустарники на почве, богатой золой, наши древние предки стали сами поджигать лес.

По мнению авторов работы, анализировавших пыльцу и остатки древесного угля, это могло произойти уже 9,5 тысячи лет назад. С тех самых пор пожары, видимо, стали контролироваться охотниками-собирателями. Исследователи зафиксировали расширение мезолитических стоянок в эту эпоху и увеличение частоты низкоинтенсивных пожаров.