Какие профессии востребованы сегодня?
17 мая
Иван Лавренов
2 035

Изотопный анализ «омолодил» извержение, разрушившее Минойскую цивилизацию

6.5

Анализ изотопных подписей слоев с повышенным содержанием сульфатов в гренландских ледяных кернах установил, что вулканическое похолодание 1628 года до новой эры вызвано не Минойским извержением, а другим вулканом. Таким образом, сокращается расхождение результатов датировки Минойского извержения, которое принесло упадок одноименной цивилизации.

Художественное изображение Минойского извержения вулкана Санторин
Художественное изображение Минойского извержения вулкана Санторин / © https://scitechdaily.com/ancient-tree-rings-could-pin-down-date-of-massive-thera-volcano-eruption/

Середина второго тысячелетия до нашей эры была неспокойным временем. Цивилизации Египта и Греции подвергались опустошительным нашествиям и завоеваниям, многомегатонный астероидный удар стер с лица Земли город — предположительно, библейский Содом, — а знаменитая Минойская цивилизация испытала на себе последствия колоссального извержения вулкана Санторин в Средиземном море.

Острова вокруг Санторина были полностью погребены под пеплом, на берега Крита обрушились многометровые цунами, разрушившие морскую инфраструктуру минойцев, а пепловой шлейф накрыл обширные территории к востоку, включающие всю современную Турцию.

Контуры толщины слоя пепла Минойского извержения, в сантиметрах.
Контуры толщины слоя пепла Минойского извержения, в сантиметрах. / © https://www.volcanodiscovery.com/santorini/minoan-eruption/size.html

Попытки точной датировки Минойского извержения приводили к неоднозначным результатам. Слой пепла служит точкой отсчета при раскопках во всем Средиземноморье: он четко разделяет ископаемые свидетельства на «до» и «после». А вот абсолютная датировка встречается с трудностями.

Самый точный результат дает дендрохронология — подсчет годовых колец ископаемых деревьев. Минойское извержение, сравнимое по объему пепла с извержением Тамборы в 1815 году, должно было вызвать мощное похолодание, запечатлевшееся в виде морозобойных колец. И как раз такое похолодание зафиксировали около 1628 года до нашей эры.

Загвоздка в том, что эта дата отличается от результатов остальных методов. Археологические свидетельства указывают на вторую половину XVI века до новой эры (к нему относится период с 1600 по 1501 год до нашей эры). Минойцы успели обзавестись артефактами египетского Нового царства, найденными в том числе на самом Санторине, под многометровым слоем пепла. Создавший их взлет египетской культуры начался примерно в 1550 году до нашей эры, и ее предметы никак не могли попасть на Санторин после извержения такого масштаба — те места просто полностью обезлюдели.

Радиоуглеродная датировка растительных остатков, захороненных в пепле, указывает на интервал, который плохо вяжется и с морозобойными кольцами, и с артефактами Нового царства — с 1617 по 1601 год до нашей эры. Учет систематических погрешностей может «подвинуть» этот интервал вперед, тогда он лучше сойдется с археологией и другими свидетельствами, но окончательно разойдется с датировкой по кольцам.

Аномалия древесных колец, соответствующая ранним морозам в 1628 или 1627 году до нашей эры.
Аномалия древесных колец на срезе калифорнийской сосны, соответствующая ранним морозам в 1628 или 1627 году до нашей эры. / © Charlotte Pearson.

Разгадку могло бы дать альтернативное объяснение вулканической зимы 1628 года до нашей эры, и именно его нашла профессор Шарлотт Пирсон (Charlotte Pearson) из Аризонского университета (США). Массивные извержения выбрасывают сульфаты в стратосферу, откуда они распространяются по всей земной атмосфере и со временем оседают, попадая в ледники Гренландии и Антарктиды. Исследовательница сравнила изотопный состав сульфатных слоев в кернах с составом пепла других известных извержений того же периода и обнаружила источник похолодания и сульфатного слоя 1628 года до нашей эры. Это оказался вулкан Аниакчак на Аляске.

Таким образом, главное расхождение в датировке Минойского извержения, наконец, устранено. Несмотря на впечатляющий масштаб, оно оказалось далеко не самым мощным извержением того периода. В гренландских кернах найдены и другие сульфатные слои, датируемые 1611, 1562-1555 и 1538 годами до нашей эры — теперь осталось установить, какой из них принадлежит Санторину.

А древним средиземноморским цивилизациям пришлось еще тяжелее, чем считалось ранее. Сначала они испытали на себе вулканическую зиму 1628 года, а затем и само Минойское извержение — все это на фоне длительного похолодания и других природных и исторических потрясений.