11.08.2021
2 275

4.6

Об этом свидетельствует повсеместное использование огня в среднем плейстоцене. Исследователи из Нидерландов полагают, что неандертальцы и предки сапиенсов могли обмениваться опытом между собой и друг с другом уже в те далекие времена.

Ученые предположили, что распространение культуры началось уже 400 тысяч лет назад / ©Getty images

Работа опубликована в Proceedings of the National Academy of Sciences. Контроль над огнем — одна из важнейших технологических инноваций в эволюции человечества. Она обеспечила нашим предкам защиту от холода и голода, позволила расширить продуктовый рацион и места расселения вплоть до крайних северных широт.

Следы использования огня относятся к периоду около 400 тысяч лет назад. Интересно, что это происходит примерно в одно и то же время в разных частях Евразии и Африки. Правда, самые первые свидетельства использования огня немногочисленны, так что их стоит отличать от естественных остатков пожаров.

По мнению ученых из Эйндховенского технологического университета (Нидерланды), одновременное распространение огня на столь большой территории может свидетельствовать о том, что неандертальцы и предшественники Homo sapiens встречались и обменивались опытом. А для этого им, вероятно, необходимо было проявлять друг к другу достаточную терпимость.

Как отмечают исследователи, все это предполагает форму культурного поведения, значительно похожую на ту, что существует сегодня. Ученые подчеркивают, что пока их идея — лишь гипотеза. Все-таки они считают, что почти одновременное использование огня на столь широкой территории неслучайно.

Другой довод в пользу теории раннего культурного обмена — распространение леваллуазской техники изготовления орудий труда. Она появилась около 300 и более тысяч лет назад, была распространена на обширной территории, охватывала различные культуры и довольно продолжительный период.