Найдено генетическое подтверждение гипотезы «самоприручения человека» — Naked Science
София Жаботинская

Найдено генетическое подтверждение гипотезы «самоприручения человека»

Клеточные линии человека с «лицом эльфа» помогли ученым подтвердить, что древние люди одомашнили сами себя.

Ребенок с синдромом Вильямса
Ребенок с синдромом Вильямса / © The Conversation

Идея самоприручения человека впервые возникла еще в позапрошлом веке. Согласно ей, некоторые анатомические и когнитивно-поведенческие признаки современных людей (например, считающиеся привлекательными черты лица или склонность к послушанию) возникли в результате эволюционного процесса, схожего с одомашниванием животных.

Совместное исследование Седрика Букса из Каталанского института перспективных научных исследований и Джузеппе Теста из Миланского университета продемонстрировало первые эмпирические генетические доказательства этой гипотезы. Работа, опубликованная в издании Science Advances, подтверждает, что люди стали более дружелюбными и склонными к сотрудничеству, потому что на протяжении своей эволюции выбирали партнеров по соответствующим признакам.

В более ранних исследованиях Букс и его коллеги уже обнаружили определенные генетические сходства между людьми и одомашненными животными. В новом исследовании Букс и Теста сконцентрировались на изучении нервного гребня. Это временный орган, который выделяется из нервного желобка на ранних этапах развития эмбриона позвоночных. Клетки нервного гребня обладают развитой способностью к миграции в организме и развиваться в разнообразные структуры.

Согласно предположению, высказанному несколько лет назад учеными из Берлинского университета имени Гумбольдта, одомашниванию животных способствовали именно мутации в нервном гребне. Пытаясь вывести более покладистых и максимально неагрессивных особей, люди неосознанно отбирали животных с недоразвитыми надпочечниками. Эти органы участвуют в выработке адреналина, который важен для проявления реакции на угрозу, а за их закладку в организме ответственны как раз клетки нервного гребня.

Могли ли подобные органические изменения произойти в ходе эволюции человека? Чтобы подтвердить или опровергнуть это, исследователи провели эксперименты на клеточных линиях, полученных от людей с наследственной хромосомной патологией — синдромом Вильямса. Он вызывает общую умственную отсталость при хорошем развитии отдельных интеллектуальных навыков (например, большого словарного запаса). Также у людей с синдромом Вильямса специфическая внешность — ее еще называют «лицом эльфа».

В области генома, перестройка которого обуславливает синдром Вильямса, находится ген BAZ1B. Исследование показало, что именно он играет важную роль в контроле перемещения клеток нервного гребня по организму. Снижение экспрессии этого гена приводит к ухудшению миграции клеток нервного гребня и, как следствие, недоразвитости отдельных органов.

Кроме того, BAZ1B опосредованно влияет на значительное число генов, накапливающих мутации с высокой частотой во всех существующих популяциях человека и которые отсутствуют в доступных для изучения геномах древних популяций (например, у неандертальцев). Букс и Теста предполагают, что именно влияние BAZ1B является важным фактором того, что облик современного человека таков, как он есть. Это влияние также служит эмпирическим доказательством гипотезы самоприручения: в популяциях наших предков фактически происходил отбор по мутации в области BAZ1B, что привело к формированию более изящного лица и способности к кооперации.

«Наша работа стала одним из первых исследований, в котором используются передовые эмпирические технологии в клинических условиях с целью понять, как эволюционировал человеческий вид после расхождения с неандертальцами, и, в частности, определяет синдром Вильямса как уникальный атипичный путь развития нервной системы в эволюции нашего вида», — подытоживают ученые.

Ранее медик из США рассказал о возможной главной причине старения человека, а ученые из Университета Мидуэстерна нашли эволюционное подтверждение защитной функции аппендикса.

Помимо этого, удалось выяснить, как это извержение происходило и какую роль сыграло в развитии майяской цивилизации.

По словам авторов эксперимента, им удалось выявить у черных ворон важный маркер сознания — способности субъективно переживать события внешнего мира и собственной жизни.

640 лет назад завершилось крупнейшее сражение средневековой Европы — битва на Куликовом поле. В конце XX века ряд историков заявил: это была мелкая незначительная стычка, а вовсе не масштабное событие, запустившее формирование единого русского государства. По их мнению, ни о какой борьбе Москвы с Золотой Ордой в этом сражении просто не могла идти речь: места на поле боя недостаточно. Получается, события, описанные в летописях, были почти полной выдумкой. Однако теперь ситуация вдруг развернулась на 180 градусов: оказалось, место сражения действительно лежит в Тульской области… но совсем на другом поле. И это заметно меняет всю историю Руси того времени. Попробуем разобраться почему.

Недавно запущенный китайский потенциально многоразовый космический аппарат вернулся домой. Как стало известно, перед этим от него отсоединился некий объект, предназначение которого неизвестно.