Найдено генетическое подтверждение гипотезы «самоприручения человека» — Naked Science
София Жаботинская

Найдено генетическое подтверждение гипотезы «самоприручения человека»

Клеточные линии человека с «лицом эльфа» помогли ученым подтвердить, что древние люди одомашнили сами себя.

Ребенок с синдромом Вильямса
Ребенок с синдромом Вильямса / © The Conversation

Идея самоприручения человека впервые возникла еще в позапрошлом веке. Согласно ей, некоторые анатомические и когнитивно-поведенческие признаки современных людей (например, считающиеся привлекательными черты лица или склонность к послушанию) возникли в результате эволюционного процесса, схожего с одомашниванием животных.

Совместное исследование Седрика Букса из Каталанского института перспективных научных исследований и Джузеппе Теста из Миланского университета продемонстрировало первые эмпирические генетические доказательства этой гипотезы. Работа, опубликованная в издании Science Advances, подтверждает, что люди стали более дружелюбными и склонными к сотрудничеству, потому что на протяжении своей эволюции выбирали партнеров по соответствующим признакам.

В более ранних исследованиях Букс и его коллеги уже обнаружили определенные генетические сходства между людьми и одомашненными животными. В новом исследовании Букс и Теста сконцентрировались на изучении нервного гребня. Это временный орган, который выделяется из нервного желобка на ранних этапах развития эмбриона позвоночных. Клетки нервного гребня обладают развитой способностью к миграции в организме и развиваться в разнообразные структуры.

Согласно предположению, высказанному несколько лет назад учеными из Берлинского университета имени Гумбольдта, одомашниванию животных способствовали именно мутации в нервном гребне. Пытаясь вывести более покладистых и максимально неагрессивных особей, люди неосознанно отбирали животных с недоразвитыми надпочечниками. Эти органы участвуют в выработке адреналина, который важен для проявления реакции на угрозу, а за их закладку в организме ответственны как раз клетки нервного гребня.

Могли ли подобные органические изменения произойти в ходе эволюции человека? Чтобы подтвердить или опровергнуть это, исследователи провели эксперименты на клеточных линиях, полученных от людей с наследственной хромосомной патологией — синдромом Вильямса. Он вызывает общую умственную отсталость при хорошем развитии отдельных интеллектуальных навыков (например, большого словарного запаса). Также у людей с синдромом Вильямса специфическая внешность — ее еще называют «лицом эльфа».

В области генома, перестройка которого обуславливает синдром Вильямса, находится ген BAZ1B. Исследование показало, что именно он играет важную роль в контроле перемещения клеток нервного гребня по организму. Снижение экспрессии этого гена приводит к ухудшению миграции клеток нервного гребня и, как следствие, недоразвитости отдельных органов.

Кроме того, BAZ1B опосредованно влияет на значительное число генов, накапливающих мутации с высокой частотой во всех существующих популяциях человека и которые отсутствуют в доступных для изучения геномах древних популяций (например, у неандертальцев). Букс и Теста предполагают, что именно влияние BAZ1B является важным фактором того, что облик современного человека таков, как он есть. Это влияние также служит эмпирическим доказательством гипотезы самоприручения: в популяциях наших предков фактически происходил отбор по мутации в области BAZ1B, что привело к формированию более изящного лица и способности к кооперации.

«Наша работа стала одним из первых исследований, в котором используются передовые эмпирические технологии в клинических условиях с целью понять, как эволюционировал человеческий вид после расхождения с неандертальцами, и, в частности, определяет синдром Вильямса как уникальный атипичный путь развития нервной системы в эволюции нашего вида», — подытоживают ученые.

Ранее медик из США рассказал о возможной главной причине старения человека, а ученые из Университета Мидуэстерна нашли эволюционное подтверждение защитной функции аппендикса.

Начиная от сложностей в построении взаимоотношений с сексуальным партнером и заканчивая плохим здоровьем. При этом чем более психологически негативным был детский опыт, тем сложнее придется впоследствии. Кроме того, переживший это человек, как правило, склонен выбирать и травмированного партнера. К этому выводу пришли шведские ученые.

Ученые обнаружили механизм, отвечающий за временные провалы в памяти. Он использует дофамин, чтобы стирать некоторые воспоминания, которые впоследствии восстанавливаются.

Австрийские специалисты в сотрудничестве с китайскими учеными разработали первую реальную — не воссозданную — модель коронавируса SARS-CoV-2, отсканировав его замороженные частицы.