24 февраля
2 182

Анализ древней ДНК показал растущую регионализацию в Африке каменного века

4.3

Древние африканцы сперва искали репродуктивных партнеров далеко от дома, но позже начали заключать союзы в основном с ближними соседями.

Гора Хора в Малави. Недавно здесь нашли останки двух древних человек. Анализы их ДНК тоже вошли в исследование / ©Jacob Davis

Группа ученых под руководством Марка Липсона (Mark Lipson) из Гарвардского университета (США) провела новый анализ древних человеческих останков, найденных в разных частях Африки во время археологических раскопок. Они исследовали ДНК людей, живших на территории современных Танзании, Малави и Замбии в период от пяти до 18 тысяч лет назад, и сравнили полученные данные с результатами других, более ранних работ. Выводы изложены в статье, опубликованной в журнале Nature.

Многочисленные генетические и археологические данные свидетельствуют о том, что в конце эпохи позднего плейстоцена и в начале голоцена в Африке, к югу от Сахары, произошли серьезные демографические изменения. Но проблема в том, что окончательные выводы об этом периоде сделать сложно, поскольку демографические процессы последних пяти тысяч лет серьезно смазали генетическую картину.

Из археологической летописи Африки следует, что около 50 тысяч лет назад там произошли значительные культурные изменения: например, появились бусины из ракушек, пигменты, а символические искусства стали распространены по всему континенту. Исследователи давно предполагали, что это отражает сдвиги в социальных отношениях и, возможно, в численности населения. Однако такие гипотезы обычно трудно проверить.

Помимо изучения шести ранее неисследованных останков, ученые также провели повторный анализ опубликованных данных по ДНК 28 человек, захороненных в различных местах по всему континенту, и получили новые и улучшенные данные по 15 из них. На сегодня это самый подробный набор образцов ДНК по Африке указанного периода.

На карте указано, из каких частей Африки брали образцы ДНК / ©Mark Lipson et al.

Происхождение людей в районе исследования можно смоделировать как географически структурированную смесь трех сильно расходящихся исходных популяций, вероятно, отражающих плейстоценовые взаимодействия около 20-80 тысяч лет назад. В первую очередь это глубоко расходящиеся восточные и южноафриканские линии плюс ранее не отмечавшееся повсеместное распределение генов, которые в наибольшей пропорции встречаются сегодня у охотников-собирателей тропических лесов Центральной Африки.

После создания эта структура оставалась очень стабильной, с ограниченным перетоком генов на большие расстояния вплоть до времени около пяти тысяч лет назад. Результаты исследования представляют собой новую линию генетических доказательств в поддержку гипотез археологов о путях перемещения людей и смешения их обществ и указывают на растущую регионализацию в конце плейстоцена.

Иными словами, сначала люди находили репродуктивных партнеров из широкой географической и культурной среды. А позже стали отдавать предпочтение тем партнерам, которые жили ближе и были потенциально более схожи в культурном плане.

До сих пор ученые не могли напрямую исследовать эти предполагаемые демографические сдвиги. Было трудно реконструировать события нашего глубокого прошлого по ДНК людей, живущих сегодня, а такие артефакты, как каменные орудия и бусы, не могут рассказать всю историю.

Древняя ДНК дает непосредственное представление о самих людях, но при этом довольно плохо сохраняется в регионах с влажным и жарким климатом. Поэтому до самых недавних пор работы, подобные этой, были технически нереализуемы.

Как предполагают авторы исследования, развитие и расширение различного рода связей на больших расстояниях (включая сюда обмен генами) примерно в это время помогли людям пережить последний ледниковый период: «Они стали по-новому полагаться друг на друга. Это, а также инновации, возможно, и позволили людям процветать», — подытожили они.