Этот пост добавлен читателем Naked Science в раздел «Сообщество». Узнайте как это сделать по ссылке.
Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Исследователи обнаружили, что асфальт на основе водорослей не боится морозов и снижает углеродный след
Новый связующий материал на основе водорослей делает асфальт более устойчивым к низким температурам и приближает дорожное строительство к углеродной нейтральности.

Зимние циклы замерзания и оттаивания беспощадны к дорожному покрытию, а устранение последствий ежегодно обходится в миллиарды.
Трещины в асфальте и выбоины — это не просто неудобства для водителей и пешеходов. Это постоянные угрозы безопасности и серьезная нагрузка на бюджеты городов, особенно в холодных регионах, где температура часто резко опускается ниже нуля.
Теперь исследователи утверждают, что решение проблемы более прочных и долговечных дорог может прийти из неожиданного источника — водорослей.
В новом исследовании описывается, как масла, полученные из микроскопических водорослей, способны частично заменить нефтяные связующие вещества в асфальте, делая покрытие более гибким, износостойким и экологичным.
Этот подход направлен на устранение одной из главных слабостей асфальта.
Традиционное дорожное покрытие основано на битуме — материале, получаемом из нефти, который скрепляет песок и щебень. Битум позволяет дороге расширяться в жару и сжиматься в холод, однако при сильных морозах он становится хрупким. В результате появляются трещины, которые под воздействием транспорта и влаги быстро разрастаются.
Чтобы решить эту проблему, команда исследователей под руководством Эльхам Фини разработала эластичное и устойчивое связующее вещество на основе масла водорослей. В более ранних работах группа уже показала, что такие масла могут вести себя подобно битуму, при этом превосходя его по характеристикам при низких температурах.
Развивая эти результаты, ученые с помощью компьютерного моделирования проанализировали масла четырех видов водорослей. Их целью было найти варианты, которые хорошо смешиваются с твердыми компонентами асфальта и сохраняют свои свойства в условиях замерзания.
Один вид оказался особенно перспективным. Масло пресноводной зеленой микроводоросли Haematococcus pluvialis продемонстрировало наибольшую устойчивость к остаточным деформациям под воздействием смоделированной транспортной нагрузки.
Кроме того, оно обеспечивало лучшую защиту от повреждений, связанных с влагой, — одного из ключевых факторов образования выбоин.
Лабораторные испытания пошли еще дальше. Образцы асфальта с добавлением водорослевого связующего подвергались многократным нагрузкам и циклам замерзания-оттаивания, имитирующим реальные условия эксплуатации в холодном климате.
Результаты оказались впечатляющими. Асфальт с новым связующим продемонстрировал до 70% лучшую способность к восстановлению формы по сравнению с покрытием на основе традиционного нефтяного битума.
Помимо повышения долговечности, экологический эффект также значителен. Исследователи подсчитали, что замена всего 1% нефтяного связующего на материал из водорослей может снизить чистые выбросы углерода от асфальта на 4,5%.
При замещении примерно 22% асфальтовое покрытие теоретически может стать углеродно нейтральным.
По словам авторов, эта технология позволяет создавать высокоэффективные дороги без существенного роста затрат, одновременно сокращая выбросы одного из самых широко используемых строительных материалов в мире.
Акведуки, дороги, бани и города, которые римляне построили на оккупированных территориях, часто воспринимаются историками как символ прогресса. Но археологические раскопки, проведенные учеными из Великобритании, открыли обратную, мрачную сторону этого «развития». Оказалось, римское владычество на несколько поколений подорвало здоровье местного населения, особенно тех, кто жил в административных центрах. Исследователи увидели эту печальную картину в костях наиболее уязвимых групп населения — женщин и детей, которые первыми реагируют на ухудшение условий жизни.
Ученые МИЭМ ВШЭ совместно с коллегами из Китая нашли способ повысить долговечность перовскитных солнечных батарей. Они решили проблему с утечкой йода из материала. Для этого в перовскит добавили молекулы четвертичного аммония, которые образуют прочную электростатическую пару с ионами йода и фиксируют их в кристалле. Теперь элементы сохраняют более 92% мощности после тысячи часов работы при 85 °C.
С каждым годом количество операций по эндопротезированию неуклонно растет. Металлические имплантаты, будучи слишком жесткими, со временем разрушают кость пациента, приводя к повторным операциям. Однако более перспективные протезы из углеродного композита накапливают при нагрузке микротрещины. Существующие методы расчета не дают врачам узнать, как это скажется на прочности всей детали, что делает неэффективным широкое внедрение таких материалов в медицину. Ученые Пермского Политеха разработали первую в мире двухуровневую компьютерную модель, способную предсказать, как микроскопические повреждения внутри угле-углеродного композита влияют на его прочность и долговечность в условиях реальной эксплуатации.
Акведуки, дороги, бани и города, которые римляне построили на оккупированных территориях, часто воспринимаются историками как символ прогресса. Но археологические раскопки, проведенные учеными из Великобритании, открыли обратную, мрачную сторону этого «развития». Оказалось, римское владычество на несколько поколений подорвало здоровье местного населения, особенно тех, кто жил в административных центрах. Исследователи увидели эту печальную картину в костях наиболее уязвимых групп населения — женщин и детей, которые первыми реагируют на ухудшение условий жизни.
У побережья Канады морские биологи стали свидетелями необычного случая. Косатки и дельфины объединили свои силы, чтобы вместе охотиться на тихоокеанского лосося. Они погружались в темные глубины, а после удачной охоты делились пищей. Это первое задокументированное охотничье сотрудничество между двумя видами морских млекопитающих.
В конце 2025 года Национальные академии наук, инженерии и медицины США представили доклад, посвященный будущим пилотируемым миссиям к Марсу. В документе подробно описаны причины, по которым людям стоит отправиться на Красную планету, а также технологии, способные приблизить человечество к первой высадке.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Последние комментарии